Реклама и титры фильмов часто обещают нам реальные истории – конечно, подправленные для пущего драматизма, но все же правдивые в своей сути. Но, как и любая реклама, такие обещания порой оказываются откровенным обманом
Кто не знает историю «матча смерти»? Советские футболисты из числа военнопленных создали в оккупированном Киеве любительскую команду «Старт» и обыграли команду немецких военных, после чего были отправлены в концлагерь, где некоторые из них погибли. Это красивая, вдохновляющая история, и в ней многое правда, кроме самого главного. Футболисты были, матчи были, победы были, и концлагерь тоже был. Но игроков отправили на смерть не потому, что они «опозорили арийцев». Немцам не нравилось проигрывать «унтерменшам», однако большинство тех, кто выигрывал у нацистских команд (а таких спортсменов было немало, и они входили в разные команды), за это не пострадали. Футболистов «Старта» заключили в концлагерь, потому что немцам донесли, что парни прежде выступали за «Динамо», а это была команда НКВД. Тех «стартовцев», кто до войны играл в других командах, тогда не тронули. Считается, что спортсменов выдал Георгий Вячкис – украинский чемпион по плаванию, ставший агентом гестапо.
Ставший жанровой классикой фильм ужасов о захолустных маньяках обещал не просто леденящую кровь, а еще правдивую историю. Однако авторы картины придумали «Резню» практически с нуля, минимально вдохновляясь реальными серийными убийствами. Чем они мотивировали свой обман? Тем, что картина создавалась, когда у всех на слуху был Уотергейтский скандал. А если президенту Никсону можно обманывать Америку, то начинающим творцам это и подавно позволено.
Классический пример кино, постаравшегося обвести публику вокруг пальца, «Фарго» братьев Коэн пообещал реальную историю, но рассказал вымышленную трагикомическую сагу, что братья со временем открыто признали. Почему Коэны заверяли, что лента основана на реальных событиях? По их словам, чтобы публика с большей готовностью поверила в нелепые и неправдоподобные перипетии картины. Ведь в реальности случается много такого, чего ни один обычный голливудский сценарист ни за что не придумает.
Создатели «Ведьмы из Блэр» не только уверяли, что все в их хорроре правда, но и настаивали, что предлагают подлинную запись, найденную на месте исчезновения студентов, которые снимали документальный фильм о ведьме из Блэр. Разумеется, публику водили за нос – картина была полностью вымышленным образчиком «псевдодокументалистики». Ведьма из Блэр никогда не существовала, а в дремучем лесу никто не пропадал. Позднее это было открыто признано.
Известный малобюджетный хоррор «Открытое море» постарался убедить публику, что описанные в нем кошмарные события произошли на самом деле. Действительно, в основу фильма легла реальная трагедия семейной пары, которую забыли в океане во время группового ныряния с аквалангом. Но все, что происходит после зачина, вымышлено авторами ленты. Супруги Лонерган не снимали себя на видео, так что мы точно не знаем, что они пережили и как они погибли. Их тела так и не были обнаружены. Судя по тем частям их снаряжения, которые вынесло на берег, акулы на Лонерганов не покушались. Похоже, что пара банально утонула от усталости и обезвоживания.
Тринадцать лет назад Джо Джонстон выпустил не просто приключенческий вестерн, а байопик о легендарном наезднике Фрэнке Хопкинсе. Что в этом «байопике» было правдой? То, что Хопкинс существовал и что он умел ездить на коне. Все остальное, включая участие Хопкинса в гонке по арабской пустыне, – это вымысел и бурные фантазии. Отчасти сценаристов, но преимущественно самого Хопкинса, который рассказывал о себе потрясающие небылицы. Он даже не был наполовину индейцем. Ни в каких гонках он не побеждал, и в Аравии он не бывал.
Одна из самых скандальных российских картин 2000-х, военная драма «Сволочи» рекламировалась как почти что автобиографическая история писателя Владимира Кунина о том, как во время Великой Отечественной войны советские спецслужбы готовили для заброски в немецкий тыл несовершеннолетних диверсантов из числа заключенных колоний. Когда же начались проверки этого шокирующего повествования, то оказалось, что история вымышлена и что из советских детей пытались делать диверсантов не советские, а немецкие спецслужбы. Которым, понятно, не было дела до того, что они посылают ребят на смерть (те, впрочем, немецкие приказы обычно не выполняли). Да, подростки внесли свой вклад в Победу, и в том числе как разведчики, но никакой масштабной подготовки таких «агентов» в СССР не велось.
Создатель «Груза 200» Алексей Балабанов настаивал, что его мрачнейшая лента об СССР 1984 года основана на реальных событиях. Но, когда журналисты попросили пояснить, что он имел в виду, он объяснил, что сконструировал сценарий из историй, которые слышал, когда в 1980-х работал на Свердловской киностудии, часто ездил по стране и общался с разными людьми. Так что даже если в это поверить, то «Груз 200» основан не на реальных событиях, а на реальных слухах. Однако более правдоподобно, что Балабанов вдохновлялся «готической» книгой Уильяма Фолкнера «Святилище», действие которой развивалось в провинциальной Америке во времена Великой депрессии. Обычная творческая мистификация.
Брайан Бертино положил в основу своего триллер-хоррора историю из собственной жизни. Но эта история имела мало отношения к тому, что произошло на экране. В фильме влюбленную пару терроризируют преступники, которые сперва убеждаются, что герои дома, а затем начинают «осаждать» здание, расположенное вдали от цивилизации. В реальности же в дом Бертино однажды постучали воры, которые обчищали пустующие дома. Сестра режиссера (Брайан тогда был маленьким) открыла дверь, и грабители не решились зайти. Они сказали, что ошиблись домом, и пошли к соседям. Мягко говоря, это были совсем не такие злоумышленники, как садисты из фильма!
Разительнейший пример того, как далеко основанное на реальных событиях кино может отойти от реальности, голливудский «Экипаж» повествует о морально неустойчивом, но блестящем летчике, который сперва спасает свой самолет, а затем попадает под следствие. А что же было на самом деле? На самом деле была авиакатастрофа, в которой все погибли! С фильмом пересечение лишь одно – в обоих случаях пилот перевернул самолет вверх ногами, пытаясь вернуть управление падающей машиной. В реальной жизни этот маневр ничем не помог.