Ровно 20 лет назад на мировые экраны вышла «Идентификация Борна» — первый фильм популярной серии шпионских триллеров с Мэттом Дэймоном в главной роли. В честь этого мы решили вспомнить другие отличные картины о разведчиках и спецагентах: без обязательной «бондианы», «Миссии невыполнима» и приключений Джейсона Борна.
Ровно 20 лет назад на мировые экраны вышла «Идентификация Борна» — первый фильм популярной серии шпионских триллеров с Мэттом Дэймоном в главной роли. В честь этого мы решили вспомнить другие отличные картины о разведчиках и спецагентах: без обязательной «бондианы», «Миссии невыполнима» и приключений Джейсона Борна.
Экранизация романа Джона Ле Карре — автора серьёзных шпионских детективов, где нет места сумасшедшим гаджетам а-ля «бондиана». Главные герои «Самого опасного человека» — агенты немецких спецслужб, которые должны найти одного хорошо спрятавшегося террориста. Проблема в том, что за тем же преступником охотятся и агентства других стран: погоня быстро превращается в сложную политическую игру. Картина Антона Корбейна с головой погружает зрителя в холодный, механический мир мирового шпионажа, где работы с бумагами куда больше, чем эффектных погонь. Ну и фильм, конечно, стоит посмотреть хотя бы ради последней большой роли великого Филиппа Сеймура Хоффмана.
Раннее шпионское кино, созданное по горячим следам прошедшей Второй мировой. Главный герой — учёный-атомщик Алва Джеспер, который должен добыть немецкие научные разработки, чтобы не дать нацистам разработать ядерную бомбу. Режиссёр Фриц Ланг когда-то сам сбежал из Германии, опасаясь за свою жизнь из-за еврейских корней. Возможно, поэтому «Плащ и кинжал» отличается какой-то особой витальностью — это кино человека, который о шпионах и смертельной опасности знает не только по бульварным романам.
Агент Ми-6 Лоррейн (Шарлиз Терон) отправляется в разделенный на две части Берлин, чтобы раскрыть шпионский заговор. Там ее, разумеется, ждут предательства, двойные-тройные агенты и, конечно, неожиданный финальный поворот. Впрочем, сюжетная канва режиссёра «Взрывной блондинки» (а также «Дедпула 2» и первого «Джона Уика») Дэвида Литча интересует не так уж сильно. Повествование в фильме сумбурное и, честно говоря, малоинтересное — картина берёт адреналиновыми экшен-сценами с потрясающей хореографией боев. Вишенка на торте — однокадровая сцена с дракой на лестнице, где изнывающая от усталости и боли Лоррейн вынуждена сражаться с десятком противников.
Хичкоковская классика: история о простом рекламном агенте Роджере Торнхилле (Кэри Грант), которого принимают за шпиона и впутывают в интригу всемирного масштаба. «На север через северо-запад» часто называют прото-«бондовским» фильмом: стилистически и жанрово он действительно выглядит как прародитель шпионского кино в том виде, в каком мы его знаем сегодня. Вот только герой тут не крутой спецагент, а скорее эдакая мужская версия «девушки Бонда»: случайно попавший в круговорот событий персонаж, который вынужден помогать настоящим героям.
«Досье Ипкресс» вышло в тот момент, когда «бондиана» окончательно превратилась в цирк с конями — в том же 1965-м вышла «Шаровая молния», где Агент 007 сражался под водой и убивал злодеев гарпунами. Главный герой «Ипкресса» Гарри Палмер (его играет потрясающий Майкл Кейн) — эдакий анти-Бонд. Сухой карьерист, который любит готовить омлеты и мечтает о повышении, чтобы получше обустроить кухню. В ходе одного из расследований его похищают и пытаются сделать двойным агентом: так начинается история о том, что настоящему герою (как и настоящему шпиону) не нужны часы с ядовитыми дротиками и модный «Астон Мартин».
Сегодня Стивен Чоу больше всего известен по «Разборке в стиле кунг-фу» и, разумеется, культовому «Убойному футболу». Но ещё до всех этих фильмов он снял «Из Китая с любовью» — эксцентричную пародию на шпионское кино, настолько же отмороженную, как и все прочие работы этого удивительного автора. Сюжет прост: спецагента «в завязке» вызывают на последнее задание, но оказывается, что его подставили и хотят убить. Дальше — череда сумасшедших гэгов и изобретательных экшен-сцен, которые Бонду и не снились.
Ещё одна картина Альфреда Хичкока — на этот раз из раннего творчества режиссёра. Мужчину обвиняют в убийстве, которого он не совершал. Единственный способ очистить своё имя — раскрыть преступную сеть под названием «39 ступеней». Именно в этом фильме Хичкок окончательно выводит свой узнаваемый режиссёрский стиль: тут и креативные сет-писы, и обязательная роковая блондинка, и острый сюжет о человеке, случайно попавшем в сеть запутанных интриг. Великий автор «Гражданина Кейна» Орсон Уэллс называл картину не иначе как «шедевром» — это уже чего-нибудь да стоит.