Двадцать лучших, на наш взгляд, американских мультсериалов последних десятилетий
Кукольные мультфильмы в наши дни редкость, но один из них все же просочился в наш хит-парад. «Робоцып» – это антология коротких пародий на известные и полузабытые фильмы, мультфильмы, сериалы, комиксы, рекламные ролики… И все, что авторам сериала только приходит в голову спародировать. Причем в озвучании этих пародий порой участвуют актеры, работавшие над оригиналами. Большинство приколов «Робоцыпа» тупы как пробка, и они забываются сразу после их завершения (а некоторые и того быстрее). Однако время от времени сценаристам все же удаются великолепные, остроумнейшие шутки, и ради них «Робоцыпа» просеиваешь, как песок ради золотых крупинок. Для сборников скетчей это, впрочем, обычное дело.
Добро пожаловать в Бикини-Боттом – городок на дне Тихого океана, где живет самый причудливый и обаятельный из героев нашего рейтинга. Как явствует из его имени, Губка Боб – морская губка. То есть существо, от которого даже в мире детских фантазий не ждешь удивительных приключений и невероятных подвигов. Но для анимации нет ничего невозможного, и она превратила Губку Боба в популярнейшего детского персонажа – скромного, симпатичного, полного энтузиазма и порой ведущего себя как заправский супергерой. Хотя Боб и предпочитает жарить гамбургеры в забегаловке, он раз за разом впутывается в нелепые и уморительно смешные авантюры вместе со своими друзьями и коллегами по ресторану. Этот мультсериал рассчитан на маленьких детей, но в нем бывают и «взрослые» шутки для взрослых фанатов.
Черепашкам-ниндзя в этом году стукнуло тридцать. Зрители видели их в комиксах, в фильмах, в видеоиграх, в компьютерных мультфильмах, но когда фанаты представляют себе Лео, Рафа, Майка и Донни, у них перед глазами встают черепашки-ниндзя из продержавшегося на экране десять лет рисованного мультсериала. Он был легковеснее и простодушнее, чем мрачноватый изначальный комикс, но его тон идеально подходил для одновременно увлекательной и дурашливой истории о черепашках-мутантах, которые живут в канализации, владеют боевыми искусствами, обожают пиццу и отбивают нападения на Нью-Йорк земных и инопланетных врагов. Магию этого сериала после его закрытия не раз пытались воссоздать, но, на наш вкус, это ни у кого в полной мере не получилось.
Политкорректность политкорректностью, а темнокожие персонажи нечасто оказываются главными героями американских мультсериалов. Лучший из таких «экзотов» – недавно завершившийся сатирический ситком о чернокожей семье, поселившейся в преимущественно «белом» пригороде Чикаго. Среди аналогичных шоу «Гетто» выделяется отличной графикой в высокобюджетном японском стиле и жестким политическим и контркультурным юмором. Хотя главные герои сериала Хьюи и Райли даже не подростки, а младшеклассники, это определенно не детское шоу – и уж точно не шоу для российских детей, которые вряд ли смогут опознать все объекты авторского пародирования и высмеивания. Но если вы разбираетесь в расовых конфликтах, вы почти наверняка влюбитесь в «Гетто».
Из всех сюжетов, которые Джордж Лукас только мог выбрать для мультсериала по мотивам «Звездных войн», он выбрал наихудший – продолжение второй серии второй трилогии, которую фаны считают наименее удачной во всем цикле («Скрытая угроза», впрочем, порой оспаривает этот титул). Но художники предполагают, а начальство располагает, и руководивший созданием «Войн клонов» режиссер Дейв Филони вынужден был подчиниться создателю «Звездных войн». К счастью, он не просто подчинился. Филони смог превратить «Войны клонов» в выдающийся мультсериал о харизматичной главной героине – юном джедае Асоке Тано, которая появляется в сюжете как падаван Анакина и со временем становится значимой самостоятельной фигурой в противостоянии джедаев с сепаратистами.
Мультсериал на основе серии кукольных пони для маленьких девочек – это зрелище, которое, казалось бы, все, кроме малышек, должны обходить за версту. «Мой маленький пони», выходивший в середине 1980-х, был именно таким шоу. Его с ужасом и содроганием вспоминают даже те, кто с удовольствием его смотрел, потому что обожал кукольных пони. Поэтому известие о том, что создательница детских мультсериалов Лорен Фауст работает над новым сериалом на основе «Моего маленького пони», было встречено ироническим смехом. Но Фауст смеялась последней. Ее «Дружба – это чудо» покорило как детей, так и бездетных взрослых, потому что оказалось нежным, трогательным, увлекательным и умным зрелищем о дружбе, уважении, понимании и готовности мириться с причудами и недостатками друзей.
Наш бывший соотечественник Геннадий Тартаковский, недавно поставивший мультблокбастер «Монстры на каникулах», начинал на телевидении. И в начале 2000-х он создал для него превосходное шоу об одиноком воине, вдохновленное самурайскими фильмами, древними мифами, фантастическими книгами, спагетти-вестернами… И еще многим, многим другим. Простая, но стильная и выразительная графика, изобретательные сюжеты, изящное сочетание пафосной серьезности с ироническим юмором… Неудивительно, что именно «Самурай Джек» стал пропуском Тартаковского в мир звездной славы, где редко оказываются американские режиссеры-аниматоры. И, кстати, недавно началась работа над полнометражным мультфильмом по мотивам «Джека», продюсированием которого занимается Дж. Дж. Абрамс.
Когда люди, в детстве видевшие «Чудеса на виражах», смотрят известный мультфильм японского мэтра Хаяо Миядзаки «Порко Россо», они обычно предполагают, что диснеевские аниматоры позаимствовали у Миядзаки мир старомодных гидросамолетов, воздушных приключений и заоблачных пиратов. Но на самом деле «Порко Россо» вышел позднее «Чудес», и если кто-то у кого-то что-то заимствовал, то это Миядзаки вдохновлялся диснеевским мультсериалом, а не наоборот. Да, в 1990 году Walt Disney в самом деле создала столь обаятельный и занимательный авиационный сериал, что им могли вдохновиться за океаном. Жаль, что он просуществовал всего один год – приключения добродушного пилота Балу (художники превратили в авиатора медведя из «Книги джунглей») и его друзей заслуживали размашистого многолетнего шоу.
Тем, кто надеется увидеть в этом хит-параде «Гриффинов», мы прямо говорим: «Не дождетесь». У этого мультситкома есть свои достоинства, но он не заслуживает места в двадцатке лучших. В отличие от другого шоу, также созданного Сетом МакФарлейном. «Американский папаша» не переиначивает «Симпсонов». Он черпает вдохновение в абсурдности жизни семьи, где папа – агент ЦРУ, мама – «тупая блондинка», дочка – либералка-экстремистка, сын – прирожденный «ботан», а роль домашнего животного делят золотая рыбка с мозгом немецкого спортсмена и суперэгоистичный пришелец, обожающий одеваться человеком (точнее, людьми – у него масса персонажей). Персонажи «Папаши» заметно умнее, коварнее и предприимчивее, чем герои большинства аналогичных шоу, и это делает их приключения абсурднее и уморительнее. Кроме того, шутки по поводу ЦРУ всегда актуальны!
Сериал «Чип и Дейл» был довольно популярен в Америке, и диснеевцы недавно объявили, что хотят выпустить на его основе полнометражный фильм. Но в России он был не просто популярен – у нас он стал культовым. Прежде всего, благодаря мышке Гаечке, покорившей сердца постсоветских технарей. Появилась даже пародийная религия «гайкославие», воспевающая эту обаятельную героиню. А ведь у «Чипа и Дейла» были и другие достоинства, и их можно было назвать практически безупречным приключенческим шоу для малышей – не страшным, не кровавым, полным юмора, но при этом совершенно завораживающим. Кстати, вы никогда не обращали внимания на то, что Чип одет как Индиана Джонс, а Дейл – как герой сериала «Детектив Магнум»? Это была лишь одна из множества пародийных шуток шоу, которые мы в начале 1990-х не могли оценить. Что не мешало нам наслаждаться детективными расследованиями героев.
В отличие от почти всех шоу в этом хит-параде, «Арчер» не скрывает, что рассчитан на взрослых. Или по крайней мере на старших подростков. Никаких юных персонажей, никаких детских шуток, никаких забавных зверушек. «Арчер» – это пародийное шпионское шоу о незадачливом частном тайном агентстве, которое существует в мире, где Советский Союз не распался и где холодная война живее всех живых. Поначалу «Арчер» кажется простой пародией на «бондиану», но быстро понимаешь, что это не только уморительно смешное, но и захватывающее и непредсказуемое зрелище. Да еще и с нестандартной квазиреалистичной графикой, с отличными главными и второстепенными персонажами (во главе с заглавным агентом Арчером, туповатым, но неожиданно компетентным) и с готовностью шутить попеременно в стиле «Бонда» и «Офиса».
Помимо «Гриффинов» вы не увидите в этом хит-параде «Бивиса и Баттхеда». «Культовый» и «радикальный» не всегда значит «отличный». Особенно когда речь идет о шоу, созданном для продвижения видеоклипов. А вот ответвившаяся от «Бивиса и Баттхеда» «Дарья» – другое дело. Это одно из лучших шоу о взрослении в Америке – не только среди мультсериалов, но и среди художественных ситкомов и драмедий. Его заглавная героиня Дарья Моргендорффер с ее саркастичным юмором и нежеланием следовать социальным условностям практически сразу же после своего появления в сольном шоу стала культовым феминистским персонажем. Но ее переживания вполне могут увлечь и тех, кто от агрессивного феминизма далек. Причем как девушек, так и парней. Хотя это, конечно, преимущественно девичий сериал.
«Утиные истории» были первым диснеевским сериалом, показанным в России, и они также оказались лучшими. Почему? Благодаря своему разнообразию. В «Историях» собраны приключения всех жанров, кроме скучного. Экзотические путешествия, побег из тюрьмы, финансовые махинации, детективные расследования, супергеройские подвиги, путешествия в прошлое, столкновения с мифическими персонажами… За три сезона сценаристы «Историй» выжали все возможное и невозможное из, казалось бы, рутинного зачина: маленькие племянники переезжают жить к нелюдимому дяде. Впрочем, когда дядя – миллиардер, с ним может случиться что угодно! Кстати, «Истории» стали суперхитом не только в бывшем СССР. В Венгрии, например, даже есть выражение «люди из поколения “Утиных историй”», означающие «родившийся в первой половине 1980-х».
Для россиян и других иностранцев «Люди Икс» – это прежде всего цикл блокбастеров с Хью Джекманом, а уже потом все остальное. Американцы же видят этот сериал иначе. Для них на первом месте комиксы, а на втором – превосходный мультсериал 1990-х, который из-за своей рисованности был ближе к комиксам, чем кинофильмы, и по стилю, и по духу, и по сюжетам (там были и сага о Темном Фениксе, и «Дни минувшего прошлого»…). В то время как большинство американских мультсериалов до сих пор эпизодичны, и их серии можно смотреть почти в любом порядке, в «Людях Икс» первые два сезона и многие позднейшие серии образовывали цельное повествование, намного более сложное, чем обычно на телеэкране. Это был рискованный сценарный эксперимент, и его успех вдохновил немало подражателей.
В 1990-х Стивен Спилберг активно продюсировал мультфильмы, и «Анимашки» были лучшим сериалом, созданным под его крылом. Чего стоят одни Пинки и Брейн – генетически модифицированные мыши, которые каждый день пытаются захватить мир! А ведь это лишь двое из целой толпы забавнейших персонажей, придуманных для «Анимашек» (каждая серия состояла из нескольких сегментов с приключениями разных героев). Изобретательность сценаристов шоу, казалось, была неистощимой, и «Анимашки» были битком набиты шутками для детей и взрослых, очевидными и неочевидными пародиями и даже неожиданными образовательными фрагментами. Так, в шоу были песни с перечислением всех президентов США, всех штатов Америки и всех стран на глобусе. В разгар популярности «Анимашек» знаменитости считали за честь удостоиться пародии в сериале.
В Америке немало сатирических шоу, но ни одно из них не может похвастаться едкостью, радикализмом и охватом тем «Южного Парка». Нарочито простая графика шоу о городке в штате Колорадо позволяет быстро реагировать на все, что происходит в Америке и в мире, и авторы шоу с удовольствием этим пользуются, откликаясь на каждое событие, которое считают заслуживающим внимания. И зачастую они высказываются столь метко, что фактически закрывают тему. Понятно, «Парк» не исчерпывается тем, что реагирует на каждую интересную новость. В нем есть и остроумные абсурдные шутки, и наблюдения за жизнью американских школьников, и приключенческие и фантастические серии, и истории о криминальной гениальности Картмана… Но одного сатирического напора «Парка» достаточно, чтобы записать сериал в «лучшие из лучших».
«Симпсоны» не нуждаются в представлении. Это самое значимое анимационное событие последних десятилетий (за возможным исключением «Истории игрушек», привившей зрителям интерес к компьютерной анимации). Его успех вдохновил многих аниматоров на создание мультфильмов для взрослых, его герои стали именами нарицательными, некоторые из придуманных для него слов вошли в словари английского языка. Казалось бы, этот многолетний ситком достоин места на вершине двадцатки. Но для того, чтобы попасть в лучшую тройку, «Симпсонам» нужно было преодолеть последний барьер – высокий процент удачных серий. И шоу эту планку не взяло. В нем есть великолепные серии, но есть и откровенные отписки, и неудач в последние годы больше, чем запоминающихся эпизодов. При всем уважении к рекордной продолжительности шоу, лучше меньше, да лучше. Ведь зрительские жизни не бесконечны.
Если вы играли в видеоигры по мотивам вселенной Бэтмена, вы знаете, кто такая Харли Куинн – безнадежно влюбленная в Джокера пособница злодея, которая была его врачом, когда Джокер был заперт в психушке. А вы знаете, что она впервые появилась не в комиксах, а в мультсериале? Сериал «Бэтмен», созданный как развитие художественных идей блокбастера Тима Бертона, не стеснялся вводить в сюжет новых героев, и некоторые из них оказались столь удачны, что их взяли в комиксы и сделали частью официального канона. Как и выходившие параллельно с ним «Люди Икс», «Бэтмен» был смелым экспериментом, более серьезным, жестким и увлекательным, чем детские телевизионные мультфильмы 1970-х и 1980-х, и ныне его порой называют даже лучшей экранной версией «Бэтмена», чем прославленные блокбастеры Кристофера Нолана. Также он оказался весьма влиятельным шоу. Его успех проторил дорогу позднейшим приключенческим мультсериалам, рассчитанным скорее на подростков и взрослых, чем на малышей.
«Футурама» была придумана как научно-фантастический аналог «Симпсонов», но она оказалась более интересным, более изобретательным, более сложным и более интеллигентным и интеллектуальным шоу. В ней есть и откровенные пародии, и неожиданные оригинальные сюжеты, и трогательнейшие сентиментальные сцены, и метафорические отклики на политические события в Америке… И даже головоломки для тех, кто любит решать уравнения и разгадывать математические загадки. При этом «Футурама» не ходит по временному кругу, как «Симпсоны» с его нестареющими взрослыми и невзрослеющими детьми, а рассказывает последовательную историю о Филипе Фрае, курьере из XX века, который после криогенного сна становится космическим курьером в XXXI столетии. Колоритнейшие персонажи (Бендер! Зойдберг!), замечательная анимация, масса удачных серий – «Футурама» почти безупречна. Но это не самый лучший американский мультсериал.
По этому хит-параду видно, как много американские творцы делают, чтобы зрители неделю за неделей смотрели их шоу. Но лишь авторы одного сериала с нуля создали целый фантастический мир, продуманный вплоть до мельчайших деталей, и сюжет, состоящий из 61 перетекающей из одной в другую серии. Это не легенда об Аанге – это грандиозная эпопея о мальчике-подростке, который осваивает магические боевые искусства и заводит все новых друзей, чтобы освободить мир от империи завоевателей. Перечислять достоинства «Аватара» можно бесконечно – от революционного подхода к сражениям (в сериале обычно противопоставленные магия и боевые искусства изящно слиты воедино) до замечательной анимации, от пафосного и захватывающего сюжета до остроумных юмористических отступлений. Многочисленные герои шоу духовно растут на всем протяжении «Аватара», и лишь старики заканчивают сериал такими, какими его начинали. На наш вкус, это эталонный мультсериал, равно интересный детям и взрослым, и мы очень надеемся, что это не последнее столь амбициозное и удачное американское шоу.