Криминальная комедия "Не пойман - не вор" мало, конечно, соответствует отрекламированному триллеру, потому что и после просмотра остается вопрос, как она - смешней или напряженней. Но Спайк Ли все-таки - свой парень, и, хотя не похихикаешь на каждом шагу буквально, как на "Двенадцати друзьях Оушена", все равно похихикаешь. Спайк Ли делает интересное кино, потому что ему интересно жить, просыпаться по утрам, окидывая взором не наличие деньжат, а кайф от результата работы.
Он не минует очередь в банках, толпу около турникетов, склоки на рецепции или на регистрации в любом аэропорту, радиопередачи на чужих языках. И пусть кинокритики вечно ходят на триллеры с целью найти монтажные или внутрикадровые ляпы, в "Не пойман – не вор" нечего ловить. Не прокалывается кино. Там нью-йоркский городской быт, нюансы рабочей, семейной, национальной и транспортной жизни – естественный залог возникновения сценария. Смотреть надо по сторонам, и все будет. В том числе будет идея идеального ограбления банка, сама по себе замусоленная до противности, но в случае естественного происхождения – прелестная, как персик. Замусоленную идею профи Спайк не подбросил публике на бедность, а взял на себя, как если бы сам собирался совершить ограбление. У него, если воры вошли в банк, они не совершают детских ошибок с оружием или системой видеонаблюдения, с мобильными телефонами и обработкой заложников. И если полицейские не дружат с переговорщиками, это вовсе не значит, что кто-то из них обязательно окажется злодеем. В полицейских и воров у Спайка Ли тоже играют профи.
Короче, все, как в аптеке. Команда замаскированных воров под предводительством Клайва Оуэна захватила Манхэттенский трастовый банк со всеми потрохами – с сотрудниками и клиентами. Мрачному детективу (Дэнзел Вашингтон) с веселым напарником (Чиветел Иджиофор) надо в сотрудничестве с грубым полицейским (Уиллем Дефо) спасти заложников и арестовать налетчиков. Владельцу же банка (Кристофер Пламмер) надо, чтобы никто не добрался до одного маленького сейфа в захваченном помещении, где кое-что лежит. Для этого он обращается к частной сыщице высокого полета (Джоди Фостер). От публики вроде ничего не скрывают, но, несмотря на такую ясность, Спайк Ли долго и эффектно пудрит публике мозги. На непонятки, что, собственно, происходит, работают скорость происходящего, роскошный монтаж и куча подробностей. Пока разберешься, кто есть кто, утечет пол-сеанса, да и разбираться будешь не на словах, а на деле. Но вот не надо спойлеров. Скажем только, что также работают костюмы и жучки, пакетики с кровью и пролом в полу, и каждого камешка, пиццы, пинка, файла отмерено именно, как в аптеке.
Но, когда все такие профи, у фильма находится время также на сверхзадачи. Опять же без спойлеров, но на фрагменте с албанской женой весь зал раскололся и ржал, заглушая албанскую речь. На фрагменте с детской игрушкой тоже ржал. Реплик много удачных: "Это Нью-Йорк. Пойдем на улицу, спросим". Столь весело Спайк Ли разобрался наконец с расовыми проблемами, которые до сих пор не давали ему покоя. К хорошим неграм добавились хорошие евреи. Кстати, в "Не пойман – не вор" люди хорошие, независимо от профессии и богатства, помимо национальности. Складывается весьма любопытное понятие о плохом. Без нажима и с юмором весь свой обличительный запал фильм направил – нарочно не придумаешь – на великосветских тусовщиц. Именно они пойдут на любой шантаж, покроют любые преступления, закрутят любые интриги, посеют любой страх и зависть, только бы тусоваться с мэрами, миллионерами и плейбоями. Чтобы в дорогом костюме в хорошем ресторане в престижной компании обедать на халяву, и нужна вообще вся нынешняя цивилизация. Тусовщицы (у нас их тоже много) знают простой доступ к власти. Их золотой ключик – темное прошлое окружающих. Но манипуляции с ним возможны лишь до тех пор, пока цивилизация скрывает свое прошлое. А чего там скрывать, когда все давно ясно?
Поначалу странно, что фашизм и холокост выглядят у Спайка Ли довольно несерьезно и весь фильм кажется опереткой. Но он просто снимает не "Мальчиков из Бразилии" /Boys from Brazil, The/ (1978) и не <a target="_blank" title="Музыкальная шкатулка" music="" box="" (1989)="" в="" imdb"="" data-cke-saved-href="http://us.imdb.com/title/tt0100211/" href="http://us.imdb.com/title/tt0100211/">"Музыкальную шкатулку" /Music Box/ (1989)</a>. Он даже не нового "Шафта" /Shaft/ снимает, а подводит черту под всем прошлым веком. Кто с ним разберется и ничего не скроет, тот и к жене придет под бочок, и денег возьмет, и не сядет больше, чем на неделю. Главное – без единой капли крови.</p><