Не верится, что наконец-то на отечественном экране произошла сексуальная революция без большевиков. Но даже без Монро с Монтаном в "Займемся любовью" Дениса Евстигнеева завершилась она как-то бархатно. Не верится, что наконец-то наше кино можно не только рекомендовать всем людям, молодым, старым, умным и глупым, без исключений. Можно вообще на него не заманивать. Ну и дурак, что не посмотрел. На "Займемся любовью" захихикает каждый, кто тащился от "Американского пирога", и расчувствуется любой, кто ностальгировал по "Весне на Заречной улице". На премьере в Доме кино хохотали и переживали обобществленно.
Нет, конечно, антиобщественные киллеры с проститутками в "Займемся любовью" тоже есть, но только вместе с институтской общагой, разгрузкой вагонов, проблемами военкомата и незапланированной беременности, случайно сгоревшим троллейбусом и неслучайным заработком на китайской лапше - со всем тем, что дает "общую картину" при какой-то идее. Идея элементарна: как быть нормальным в 16 лет, которые пережил каждый, пусть даже тщательно это скрывает. Свежо и ново то, что из ханжества или страха у нас до сих пор считали отсутствующим - норма взросления включает в себя первый сексуальный опыт.
Естественной реакцией на страх и ханжество стала в фильме солидная доза ехидства и остроумия. Главный герой (Кирилл Малов) бесстрашно принял на себя ситуацию, когда все кругом уже перетрахались и дают ценные советы, а он все еще никак. "Если еще раз обломаешься - тебе никакая виагра не поможет". Но приключений в фильме ничуть не меньше, чем юмора, поскольку секс лишь с одной стороны комичен. За сексом тянется страсть, за страстью - любовь, за любовью - метафизика и та самая "общая картина" нормальности.
Избегая неуместного в нашей ситуации эстетства, сценарист Ариф Алиев написал на самом деле образцовую мелодраму в духе ремарковских "Трех товарищей". Все на своих местах - героини, злодеи, роковые стечения обстоятельств. Но как "три сестры" - давно не литература, а тип жизни, независимо от Чехова присутствующий везде и всегда, так и "товарищи" у Алиева вполне оригинально присутствуют здесь и сейчас. Оригинальность нормы в том, что сегодняшний половозрелый цинизм супер-откровенен, а здешняя юношеская романтика супер-неуверенна. Если денег нет, а жить хочется, поделишь любимую девушку с упакованным жлобом с телевидения и переживешь спокойно. Трахать пойдешь военную санитарку: они там недорого берут.
Режиссер Денис Евстигнеев снял махровую мелодраму как практически образцовое "синема верите". Как бы никаких обязательных для махры "глубинных мизансцен" с "внутрикадровыми отношениями", зато максимум сиюминутных узнаваемых деталей. Полный бардак на жутком общажном столике, где и банка кофе, и соль рассыпана, и колготки, и конспекты рядом, а сам столик еле влез в угол перед кроватью. Девочка, кофточку надевая, выходит в коридор, когда только соски прикрыла, а на пупок еще надо натягивать. Кроме того, на девочек и мальчиков Евстигнеев принципиально взял не артистов, а девочек и мальчиков или тех, кто под них еще может косить легко. Что стоит Андрею Новикову естественно произнести: "Да мы с ней месяц уже не трахаемся, месяц целый, в 18 лет это то же самое, что в 30 - два года"? И ничего не стоит Евгению Цыганову, Еве Коломиец, Ульяне Лукиной, Ольге Левковой и остальным тинэйджерам сделать все свои роли главными. Они их играют в кайф, а не для конкуренции. Кроме того, монтируя не склонных к занудству тинэйджеров со смешными деталями в бурной мелодраме, Евстигнеев просто не мог сам растечься по древу, и ритм у него вышел редкостно ударный. За счет свежести происходящего ритм вышел чуть более приключенческий, чем требует в нашем кинопроцессе понятие "общей картины", и теперь от "Займемся любовью" так просто не оторвешься, покурить в середине не выйдешь.
Оператор Игорь Клебанов своей камерой обеспечил всему этому настроение. Некоторые ракурсы в общажных койках, в ресторане на свадьбе, при подсматривании в окна или во время экскурсии по судебной медицине уровень деликатности задают, как при знакомстве Ленина с Крупской. Свет пьяно-дискотечный правильно отличается от света хмуро-утреннего, а хулиганский финальный фейерверк разоблачает желание самого Игоря Клебанова омолодиться года эдак на 33.
В фильме, конечно, есть недостатки, но они тонут в сравнении с тем, что и через 33 года эта мальчишеская мелодрама кому-то объяснит, что на "шестой части света" тоже произрастали здоровые человеческие особи, и им хотелось быть живыми долго-долго.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.