Сериал о королеве Елизавете II и стремительно меняющемся вокруг нее мире вернулся со своим лучшим сезоном.
Сериал с абстрактным и лаконичным названием «Корона» можно по ошибке назвать монументальным байопиком Елизаветы II — в течение запланированных шести сезонов создатель проекта, Питер Морган, будет проводить зрителя через полную интриг, предательств и сложных решений 70-летнюю историю правления королевы. И все же «Корона» — куда более многослойный сериал: жизнь Елизаветы II лежит на самой поверхности проекта. Копни глубже — наткнешься на упрощенный учебник по истории второй половины XX века, который дает общее представление о социо-политических процессах, глобализации и прочих сложных процессах, сформировавших нашу эпоху. Елизавета II вступила на престол после Второй мировой войны — в период, когда мир начал меняться: тогда начался процесс деколонизации, формирования биполярного мира, начало Холодной войны. Сериал чередует события макро- и микроистории, демонстрируя их через призму королевской семьи — Виндзоры едва справляются с личными трагедиями, а им раз за разом приходится принимать участие в решении проблем глобального масштаба, от исхода которых зависят жизни миллионов человек. Получается такая занимательная костюмированная драма из жанра “богатые тоже плачут”, в которой, благо, нет дешевых сценарных приемов: драматургом для королевской семьи выступает сама жизнь — Питер Морган лишь тщательно воссоздает конфликты, разбавляя их размышлениями о природе монархии, ее эволюции и символичности.
Четвертый сезон сериала освещает один из самых насыщенных периодов в истории правления Елизаветы II — c 1977 по 1990 гг.: премьерство «Железной леди» Маргарет Тэтчер, свадьба принца Чарльза и Дианы Спенсер, убийство лорда Маунтбеттена, Фолклендская война, проникновение Майкла Фейгана в Букингемский дворец и многое другое. Королева Елизавета II борется за внимание поданных с Тэтчер и Леди Ди, переживающий кризис среднего возраста принц Филипп пытается объяснить принцессе Диане, что брак с членом королевской семьи — это работа, а не любовь. Сама принцесса Диана делает все, чтобы спасти семью и разрушить любовный треугольник между ней, принцем Чарльзом и Камиллой Паркер-Боулз.
Между вторым и третьим сезонами сериала произошла первая (вторая случится после 4 сезона) смена основных актеров: подходящая по возрасту Оливия Колман заменила Клер Фой, Тобайас Мензис — Мэтта Смита, а Хелена Бонем Картер — Ванессу Кирби. Тогда казалось, что именно обновление актерского состава стало главной причиной, почему третий сезон получился неровным и самым слабым сезоном в истории сериала. После четвертого сезона все встало на свои места: виноваты не актеры, главная проблема третьего сезона сводилась к тому, что Питер Морган слишком много времени уделял двойственности в жизни членов королевской семьи — публичный образ против личных нужд. Это безусловно один из важнейших конфликтов в «Короне», но при чрезмерном внимании даже он выглядит вторично. Принцесса Маргарет снова прожигает жизнь, потому что не смогла выйти замуж за любимого человека; принц Филипп, вечно жалующийся на то, что находится в тени королевы, на фоне приземления американцев на Луну в 1969 году осознает бесцельность собственной жизни. Самой удачной из этих линий является эпизод про трагедию в Аберфане и королеву Елизавету II, которая с трудом, но все же проявляет хоть какое-то сочувствие к своим подданным.
Четвертый сезон не делает ничего экстраординарного, Морган продолжает развивать сюжетную арку про королевскую семью, которая состоит обычных людей, но они вроде как взяты в заложники «короной», ее статусом. Правда, в этот раз все работает, как надо, — более того, четвертый сезон можно смело назвать лучшим в истории сериала. Что изменилось? В новых эпизодах эволюционировала риторика Моргана — теперь отчетливо видны его антимонархические взгляды. Нет, он не превращает королевскую семью в отряд антигероев, но и почти не заставляет зрителя сопереживать им. Например, у королевы Елизаветы II наконец-то появилась достойная соперница — Маргарет Тэтчер (поначалу жутко переигрывающая Джиллиан Андерсон). Их ежедневные аудиенции — сравнимые по накалу с «Наследниками» эпизоды с непроговоренным вслух конфликтом, в котором от точных диалогов летят искры, а каждый жест и взгляд приравнен к перетягиванию каната. Даже на контрасте с Тэтчер, которую открыто ненавидят миллионы британцев, Морган не восхваляет королеву. Более того, он даже наделяет Железную леди достойными аргументами в споре о монархии как устарелой форме правления.
Впрочем, главное событие сезона — появление принцессы Дианы, любимицы публики и, как принято ее называть, самой человечной представительницы королевской семьи. Последнее особенно активно развивает Морган, противопоставляя невозмутимость и черствость Виндзоров детской наивности и лишенной честолюбия эмпатии Леди Ди. В четвертом сезоне только ее можно в полной мере назвать заложницей своего статуса — она чувствует себя изгоем в семье и нелюбимой супругой в браке, но понимает, что у нее попросту нет возможности сбежать. Особенно тяжелыми получились сцены, в которых королева Елизавета II игнорирует попытку принцессы Дианы обнять ее после обсуждения разваливающегося брака с принцем Чарльзом и финальный в сезоне диалог с принцем Филиппом, который признается принцессе Диане, что не только она страдает в неудачным браке, но об этом стоит забыть ради службе королеве. Не совсем понятна критика молодой актрисы Эммы Коррин, которая хоть и оступалась, но в итоге сумела передать сломленную в браке невинность принцессы Дианы.
«Корона» прошла аж 2/3 своего длинного пути — сериал снова уходит на двухлетний перерыв и вернется с заключительными сезонами только в 2022-2023 гг. Очередной хиатус — идеальное время, чтобы дать шанс сериалу, аналогов которого сейчас попросту нет. Это дорогостоящая и великолепно разыгранная историческая драма, которая, в реальной жизни умудряется найти и греческую трагедию, и мыльную оперу.