Обладатель зарубежного "Оскара" за этот год и лауреат еще десятка фестивалей, "Нигде в Африке" Каролин Линк равен самому себе. Скромный типично дамский скучноватый, но умиротворяющий "жизненный" фильм. Но, может, за это его и полюбили академики с фестивальщиками. В нем ценно то, что нет претензий и нет особой глупости. С частными случаями из жизни всегда так...
Что тебе там проблемы антисемитизма с фашизмом и расизмом, Германия 1938 года, Кения 1939-47 годов – вся история с географией, вся проблематика призрачна рядом с так называемыми "отношениями". Любила ли мама папу. Любил ли маму папин друг. Что чувствовала дочка по отношению к собачке или к продуктам питания племени зулусов.
Фильм ровный и красивый. Правда, будь на месте Каролин Линк кто помужественней, посмелее, он оставил бы из всего двухсполовинойчасового материала три предмета. Две постельные сцены, которые точно и чутко сняты, плюс нашествие саранчи. Саранчу можно было бы растянуть вдвое-втрое, поскольку такие непостановочные самоигральные кадры – всегда бесценный эксклюзив. Ну, четвертым еще пошел бы сам факт дрожащего от жары африканского воздуха. В другом фильме такое было бы операторским браком, а здесь, наоборот – операторская удача. Люди ходят, коровы, куры, зебры, а воздух как бы маслянистый и непрозрачный. Но, короче, из этих предметов можно было бы склеить шикарный артхаусный фильм с каким-нибудь очень пронзительным, шокирующим смыслом.
Каролин Линк не до смысла, ей хочется, видимо, просто смотреть и слушать, и копить, копить информацию, поэтому мемуары некой Стефани Цвейг (не путать со Стефаном Цвейгом) она употребила по прямому назначению. Повзрослевшая девочка Стефани (в фильме – Регина) повествует о своем, как всегда, "прекрасном далеко" и, как обычно, своем трудном детстве. Оно пришлось на времена нацизма, когда они большой еврейской семьей жили в Германии, пока папа зарабатывал деньги в Африке. Семья была богатая, но нацистов уже боявшаяся, и папа очень вовремя выцепил жену с дочкой к себе на ферму в саванне. Остальная семья, естественно, потом погибла в концлагерях.
Мама не хотела ехать, а когда приехала в голую нищету, стала капризничать. Проявлять себя как типично-жуткая "еврейская жена", вечно всем недовольная, слабосильная неумеха, дозирующая секс в зависимости от поведения мужа и уверенная, что родилась на свет, чтобы с нее пылинки сдували. Когда Англия, владеющая Кенией, вступила в войну с Германией, мужа интернировали как немца, хотя он тоже был еврей. Жена начала постепенно въезжать в ситуацию и вполне в своем духе разрешила ее, став немножечко шлюхой. Мужа выпустили, потом они долго жили на другой, более комфортабельной ферме, а дочка тем временем "познавала белый свет", изучала зулусов и их обычаи и дружила с добрым чернокожим поваром. Кончилось все тоже довольно ровно, хотя с очередными нюансами "отношений", но, в общем, все полюбили Африку и друг друга.
В принципе "Нигде в Африке" в том виде, в каком есть, мог бы идеально проиллюстрировать основы политкорректности. Обо всем надо договариваться – хоть словом, хоть сексом, хоть пожатием плеч. Фильм доходит порой до больших тонкостей в иллюстрации. Но и тут есть женская штучка, которая звучит фальшиво. Дело в том, что героиней мемуаров была, ясно, дочка, а героиней фильма потихонечку стала мама. Как сама Каролин Линк признается, она ей интересней. Но, очевидно, Стефани Цвейг (или ее героиня-девочка) папу любила больше. По поведению, по словам, по мотивам мама выглядит у нее, во-первых, редкой дурой, а, во-вторых, редкой дрянью. Она и в Германию согласилась вернуться в конце концов, только потому что обнаружила, что беременна. Не уходить же в этом состоянии к другому. Не дай бог, бросит, что тогда – с младенцем на руках, в дикой стране, не имея ни воли, ни профессии?
Единственное, что внесла в мамин образ Каролин Линк – дала ее сыграть красивой женщине и неплохой актрисе Юлиан Колер. Она, правда, такая же еврейка, как и я, как и Мераб Нинидзе, играющий папу, но интерес к себе на экране вызывает. Взгляд умный, страдальческий, интонация искренняя. Кстати, всеми актерами, включая девочек, исполнивших роль Регины, достигнут чисто семейный, интимный уровень искренности. Все раскованны и просты. Тем не менее, все кино видно несовпадение между лицом на экране и сутью персонажа под названием "мама", вокруг которого крутится вся история. Но человек – это ж не африканский воздух, вот и получается фальшь вместо экзотического "дрожания".
Политкорректные "семейные ценности" фильм восславил, конечно, но слишком дорогой ценой.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.