Всего лет пять назад смельчаки высказали гипотезу, что вскоре кино сможет обойтись без актеров. Актер капризен, требует больших гонораров, имеет обыкновение болеть, стареть и даже умирать. Введенный в компьютерную базу данных, он может сохранить молодость и быть практически вечным. Его компьютерный слепок можно хранить, как в холодильнике, и использовать по усмотрению режиссера -- как мы сейчас увидим, без ведома и спроса...
Через 15 лет после смерти Лоуренс Оливье сыграл новую роль
Тогда это было фантазией. И вот афиши блокбастера "Небесный капитан и мир будущего" свидетельствуют: свершилось, мы опять перешли в новую технологическую эру. Великий Лоуренс Оливье, скончавшийся в 1989 году, предстал на экранах в новой роли глобального убийцы Тотенкомпфа. Он здесь молод, как во времена "Гамлета", и зловещ, как в "Дракуле". Он вполне убедителен, хотя и виртуален. Он – призрак, созданный компьютером.
В компьютер ввели информацию о его игре в десятке фильмов. В базе данных хранится его психофизика, выражение глаз, работа мускулов, мимика в различных состояниях и ракурсах. И теперь им можно руководить как виртуальной куклой. Им можно сыграть нового Гамлета. А пока, для пробы, призрачному Оливье поручили роль небольшую – мирового злодея, задумавшего уничтожить планету.
Это первый фильм, где не было использовано ни одной фанерки, ни одной картонки, ни одного гвоздя, а вся миссия Небесного капитана по устранению злодея была отснята в пустом павильоне за 26 рабочих смен.
Но самое главное – картина при этом не превратилась в аттракцион, а осталась в пределах искусства.
Сделал ее пришелец. Он пришел из ниоткуда, показал на студии "DreamWorks" короткий ролик с придуманными им компьютерными эффектами, и ему немедленно доверили бюджет в 90 миллионов для съемок фильма-комикса. Пришельцу 37 лет, его зовут Керри Конран. О серьезности предприятия свидетельствует и актерская команда, которая согласилась играть в несерьезном жанре: Джуд Лоу в роли супермена Джо Салливэна, Гвинет Пэлтроу в роли идеальной журналистки Полли Перкинс и Анджелина Джоли, сыгравшая одноглазого капитана Фрэнки Кук. Кроме того, как я уже сказал, рискнули потревожить вечный сон сэра Лоуренса. В порядке демонстрации потенциальных возможностей.
Передан и главный смысл комикса: там героев можно хоть резать электропилой, но их прическа и самообладание останутся безупречными. Мы знаем это свойство киноигр по фильмам о Бонде, но здесь оно доведено до смешного абсолюта: ведомый Небесным капитаном штурмовик через секунду должен врезаться в стальную стену, но сладкая парочка успеет отпустить друг другу пару язвительных замечаний, причем она поправит шляпку и отвернется, а он снисходительно ухмыльнется и только потом сделает спасительный маневр. Гонка над Бродвеем напомнит самые виртуозные кадры из новейших "Звездных Войн", но все, что было ужасно серьезным, станет неуловимо смешным.
Как в любом комиксе, время действия – это большой вопрос. По всем признакам 30-е. И мирового злодея зовут по-немецки. И армады вражеских штурмовиков сначала напомнят кинохронику Второй мировой, и только потом разглядишь, что самолеты машут крыльями, а у врага руки-змеи. Авторы картины изобретательно препарировали не только изобразительный стиль 30-х годов, но и их футуристику, их техническую наивность. До Конрана подобное сделали в кино с такой чистотой иронического стиля только Спилберг в фильме "Индиана Джонс в поисках утраченного ковчега" /Raiders of the Lost Ark/ (1981) да чех Карел Земан в фантазии на темы Жюля Верна "Губительное изобретение" /Deadly Invention, The/ (1961), которая шла у нас под названием "Тайна острова Бэк-Кап". Правда, в распоряжении Земана не было компьютеров – кино делалось в конце 50-х.
Этот "Небесный капитан" – не более чем приятный пустячок. Но за ним интригующая бездна – пан или пропал.