Выходит "Похороните меня за плинтусом" -- не понравившаяся автору повести Павлу Санаеву экранизация главной книги про советское детство в колготках.
Маленький мальчик живет с бабушкой и дедушкой, потому что его мама его бросила, чтобы жить с мазилой-кровопийцей – по крайней мере, так мальчику говорят. Бабушка из кожи вон лезет, лишь бы мальчика накормить и полечить, дедушка – народный артист, приносит домой бешеные деньги, мальчик все время болеет. Иногда, очень редко, раз в год на день рождения мама приходит, она хочет его забрать. Бабушка жульничает и вырывает страницы из календаря, чтобы дня рожденья не было. Бабушка кричит, проклинает внука – от любви, всепожирающей и всеудушающей.
Экранизация повести Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом" явно станет самой обсуждаемой премьерой на этой неделе. Обсуждали и книжку много лет, после ее выхода: насколько она автобиографична, насколько ожил тут советский детский быт с его жмущими колготками, банками, ночными горшками, "злыми" медсестрами в детском санатории, а также вот этой вот характерной интонацией: "Я жилы рву, своими внутренностями тебя кормлю, а ты, неблагодарная тварь…". Теперь будут говорить о фильме и, конечно, ругать. Павел Санаев собирался сам снимать кино по своей книге, но вместо этого стал делать блокбастер «На игре» (2009), экранизацией занялся Сергей Снежкин, режиссер сериала "Брежнев" и фильма "ЧП районного масштаба". Санаеву эта экранизация теперь страшно не нравится, как и многим фанатам его книги.
Снежкин действительно очень сильно сжал действие – в полтора дня, оставив от мальчика тень. В книжке это живой и хитрый пацан, живущий с бабушкой по ее правилам, изредка припадающий к матери, как к единственному эмоциональному источнику, тайком прыгающий по крышам и падающий в яму с цементом. В фильме – страдательное причастие, чистое дитя. В книжке мы смотрели на мир его глазами – в кино такое мог бы сделать разве что Ролан Быков, прототип мазилы-убийцы.
Санаев написал про мальчика, Снежкин сосредоточился на бабушке, которая любит своего внука, как умеет – страшная, плотоядная бабушка (гениальная Светлана Крючкова). В жизни маленького мальчика из повести, наряду с клизмами, был отпуск с мамой в Сочи, дружба с соседскими мальчишками. В жизни Саши из фильма нет ничего кроме клизм и ощущения близкой смерти – похороны мышонка, угрозы бабушки, собственная болезненная полупрозрачность. А в жизни бабушки этот ребенок – последнее, что связывает ее с реальностью. Первенец умер в эвакуации, дочь – шлюха, муж – предатель, и вот это вот мерцающее маленькое существо – последнее, что у нее осталось, ее любовь, ее собственность, ее пища, лишившись которой, она немедленно умрет, и она это очень хорошо знает.
Некто написал повесть про жизнь, другой некто снял по ее мотивам фильм про смерть – в первый раз что ли?
С таким же успехом можно упрекнуть режиссера в том, что у него в кадре яблоки – не "симиренко", а "гренни смит", и кухня не того дизайна и даже гроб у бабушки не такой, как полагается жене народного артиста, а дешевый, обтянутый красной синтетикой. Яблоки, гробы…Снежкину в этом фильме было что сказать, и он сделал это максимально аккуратно, профессионально и абсолютно безжалостно. Редкость по нынешним временам.