Настолько монументально, что остается только вжаться в диван.
Блистательный генерал Максимус становится жертвой интриг императорского сына Коммода и вынужден прибыть в Рим под видом гладиатора.
Фильмография Ридли Скотта велит воспринимать «Гладиатор» как жирно оплаченный билет назад в профессию после обидного провала «Солдата Джейн» (1997), где рассвирепевшая Деми Мур строила взвод «морских котиков». Обстоятельства для возвращения выдались самые подобающие: бюджет – $100 миллионов, время действия – восемнадцать столетий назад, когда небо было голубее, люди – патриархальней, а пшеничные поля колосились настоящим золотом. Ридли Скотту было где применить свои изобразительные таланты. Открыточно-коверной, холеной красотой «Гладиатор» поразил каждого, кто посмотрел его в тот год в кино.
Даже сегодня, даже на экране плазменной панели он изумляет детально проработанными фонами, богатой отделкой костюмов, по-шпееровски мощно восстановленным Колизеем. Эти запорошенные то пеплом, то снегом, то песком кадры, эти розовые рассветы и золотистые закаты…
Летят на головы розовые лепестки, полощутся в несметном количестве на ветру тряпки, клюют теплое мясо коршуны. Пять лет спустя в «Царствии небесном» та же самая фанаберия уже не будет выглядеть столь эффектно. Ведь Орландо Блумом не заменишь Рассела Кроу. Получивший за «Гладиатора» «Оскар» австралиец играет здесь не просто преданного несправедливым начальством воеводу.
Если Америка с ее сенатом и Капитолийским холмом являла собой слепок Римской империи – то стоявший на арене Колизея МаксимусКроу был прототипом величайшего американца. Неодолимым «обамой» он побеждал президента-подлеца и восстанавливал в правах истинную демократию. Последний раз такой популистский успех достигался в пятой части «Рокки», но Слай-то отправлял в нокаут Советскую империю.