Психотриллер Д.Дж. Карузо "Забирая жизни" -- ниже среднего по всем параметрам, кроме одного. Это действительно психотриллер. В нем все без мистики с вампирами, необъяснимыми звонками и потусторонними знаками, без смешения жанров типа начали за убийство, кончили про любовь и без многозначительных съемок под Догму или Интернет при одноклеточном содержании...
В хорошей старой традиции в "Забирая жизни" есть секрет и его расследование, и пока не расследуют, кино не кончится. А то ведь в последнее время и это в дефиците. К сожалению, ставка на чистоту жанра конкретно не оправдалась, и в этом есть конкретные виновники.
Лет двадцать назад в автобусе по Канаде ехал противный очкастый мальчик. Рядом подсел такой же, но непротивный мальчик, угостил пивом, автобус сломался, они взяли колымагу напрокат, у нее колесо отвалилось. И когда непротивный менял колесо, противный смотрел на него, смотрел, все взвесил и быстро толкнул под мчавшийся мимо автомобиль. Автомобиль рвануло, там все погибли, непротивного раздавило. Противный забрал его документы, для верности разбил физиономию булыжником. Следующие двадцать лет в разных местах Квебека происходили загадочные убийства, пока в наши дни в Торонто бульдозер на стройплощадке не откопал полуразложившийся труп. Тут начальник местной полиции (Чеки Карио) не только уперся рогом в своих подчиненных (Оливье Мартинес, Жан-Юг Англад), но и вызвал эксперта-сотрудницу ФБР (Анджелина Джоли). Стали они расследовать, и вскоре им повезло. Появился случайный свидетель (Итан Хоук), видевший очередное убийство и нарисовавший портрет бородатого маньяка. Им еще больше повезло, когда появилась мама маньяка (Джина Роулэндс), опознавшая портрет по телевизору и засомневавшаяся, поскольку сыночек вроде погиб двадцать лет назад в автокатастрофе. Ну, дальше всякое-разное, ложные ходы, страсти, погони и как обычно. Мелькнет Кифер Сазерленд. Что-то в последнее время он все чаще отрицательный.
Про главную разгадку догадываешься ближе к середине или сразу после нее. Когда кончается, понимаешь, насколько нестройно сценарист Джон Бокенкамп переписал роман писателя Майкла Пая. Ему, видите ли, хотелось побольше Джоли – это понятное желание продюсеров – но куда он тогда съел логику "забирания жизней", про которую, видимо, был роман? Она какая-то туманная, полупроглоченная и в остатке жутко пафосная, и все только чтобы Джоли поподробней любилась с Хоуком. Развязка вообще вне критики, и смотришь только на то, что Джоли по жизни ни разу не была беременной. По ходу какие-то эпизоды тоже съедены: ну, чего они вдруг поперлись в гостиницу из-за завтрака, за каким таким трупом? Они же сами нечаянно потом труп нашли…
Смотреть все равно не так чтобы скучно, так как режиссер Карузо явно работал под Хичкока, и режиссерский урок усвоил. Часто ночь или полутьма, скрип ступенек, дуновение ветра, шевеление за дверью ванной, рука, вывалившаяся с антресолей, руки, схватывающие за горло из-под кровати в подвале, загадочные квартиры, опасные ракурсы. Вот все это очень даже подействует на тех зрителей, кто не переносит шагов за спиной и близкого соседства с незнакомцами на краю перрона метро. К сожалению, чем дальше, тем халтурней Карузо сбивается на ту же скороговорку. Погоня за Сазерлендом в карнавальной толпе – просто уже надоело все, Англад, долго ждавший на улице, или Роулэндс, которую одну отпустили в лифте покататься – чисто игра в поддавки. И какие такие правила интересные у квебекских полицейских. Если вдуматься, что-то нас здорово обувают.
В чистоте жанра Карузо поставил на три предмета. На большое количество подробных трупаков, беспроигрышно действующих на нервы. На один, но подробный секс между Джоли и Хоуком, беспроигрышно действующий понятно, на что. На актерский ансамбль, действующий на эстетов. Однако трупаки впечатляют чисто точечно, так как без смысла вставлены. Секс между Джоли и Хоуком впечатляет чисто съемочно, так как Джоли упорно к Хоуку не тянет, как бы она в каждом кадре глазами ни вращала. Вот его – тянет, да, и фигурка у ней хорошая, и вывеска знаменитая, но с психологией напряженка. Наконец, знаменитости вовсе не впечатляют, за исключением Роулэндс как патологически безупречной актрисы. Но Чеки Карио делать нечего, шутки Англада не в ту степь, так как полицейского быта нет, и Мартинес со своей пощечиной в конце концов какой-то недоделанный.
Хичкок никогда не ставил на "предметы". Он сначала сценарий делал прочней теоремы Пифагора, а дальше строго по сценарной логике и только по ней прикалывался со скрипом, мраком, погонями, переглядками, вплоть до птичек. Кинозвезды нужны ему были не сами по себе, а для психологии в лицах – для визуальной логики. Поэтому "Забирая жизни" тянет лишь на поздневечерний просмотр по телевизору под плотный ужин с бутылочкой винца.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.