Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Подборки фильмов

Все фильмы франшизы «Планета обезьян» от худшего к лучшему

Среди основополагающих кинематографических франшиз «Планета обезьян» стоит особняком

Добавить в закладки
Недостающие звенья эволюции

Кадр из фильма "Завоевание планеты обезьян"

В случае с «Планетами обезьян» сложнее всего выбрать фильм, который однозначно уступал бы другим и справедливо занял бы последнее место. Только в силу второстепенных причин замыкать восьмерку поставлена четвертая картина серии – «Завоевание планеты обезьян» режиссера Джея Ли Томпсона. Лента является прямым продолжением «Побега», к которому мы еще придем, и это является для «Завоевания» тяжелым бременем, создатели явно не выдерживают авторитета старшего брата. Во-первых, новые герои фактически повторяют предыдущих настолько, что Родди МакДауэлл сыграл Цезаря едва ли не в том же самом гриме, в каком играл Корнелиуса год назад. Во-вторых, сценаристы не нашлись с каким-то собственным сюжетом и неумело продолжили уже начатую линию с ненавистью к разумным обезьянам, просто подкрутив градус истерии. Наконец, «Завоеванию» явно не хватило бюджета – маски обезьян отталкивают зрителя, а декорации вопиют о бедности фантазии художников. Между тем вполне очевидный расовый подтекст «Завоевания» в данном фильме проявляется наиболее выпукло – лента вдохновлена волнениями и беспорядками цветного населения Америки. Не повезло фильму и с концовкой – жестокий финал не устроил продюсеров, и режиссеру буквально на коленке пришлось монтировать «хеппи-энд» накануне премьеры.

Кадр из фильма "Планета обезьян"

Ремейк Тима Бертона принято ругать, но вины режиссера в том, что новый полет на планету обезьян получился неудачным, немного – «Планета – 2001» была обречена с самого начала. Стоит вспомнить, что первые мысли о возобновлении франшизы у Fox возникли еще в 1980-х, но к какому-то решению о новой концепции студийные боссы подошли только в 1999 году. За это время из проекта оказались полностью выхолощены любые расовые и сегрегационные мотивы, сюжет стал рассказывать только о борьбе за справедливость и свободу. Не сработала, увы, режиссерская ставка на Марка Уолберга – в то время этот актер еще не успел набрать опыта, а потому не сумел раскрыть образ астронавта, заброшенного на планету обезьян. Зато крайне хорош в образе яростного Тэйда Тим Рот, более пугающей обезьяны во франшизе не было ни до, ни после. Грим в фильме Бертона вообще выше всяких похвал – обезьяны впервые получили возможность выражать свои эмоции мимикой, этим состав гримеров и художников вполне может гордиться. Увы, но визуальная составляющая слабо помогает в борьбе с пустотой сценария и не слишком продуманными диалогами – фильм не слишком удачно выступил в прокате и запланированного продолжения не получил.

Кадр из фильма "Под планетой обезьян"

Успех оригинального фильма не мог не пробудить в боссах Fox коммерческого аппетита – грядущий сиквел был объявлен едва ли не сразу после выхода первой картины. Вот только путь к продолжению оказался тернист: сначала для работы над сиквелом оказался недоступен режиссер «Планеты» Франклин Шеффнер, затем о своем нежелании возвращаться к образу Тейлора объявил Чарльз Хестон. Первую проблему пришлось решать заменой постановщика, а вот Хестона удалось уговорить сыграть крохотную роль, дабы сохранить связь с предыдущей серией. Последнее помогло слабо – «Под планетой обезьян» хоть и собрала в прокате достаточно, критиками была растоптана. Основные претензии специалистов были связаны с тем, что в своей первой половине новая лента едва ли не дословно повторяла оригинал: снова полет в космос, снова авария, снова крушение, снова знакомство с обезьянами. Новизну и расширение вселенной лента получает, когда отправляется под поверхность планеты, тут возникает и любопытная линия с мутантами, и симпатичные отсылки к Нью-Йорку современности. Впрочем, на фоне оригинала сиквел все равно безнадежно тускл, если бы не касса, на этом франшиза могла и умереть.

Кадр из фильма "Битва за планету обезьян"

Создатели «Битвы за планету обезьян» знали, что их фильм будет последним в серии, и это, как ни странно, отразилось на картине самым положительным образом. Да, лента не могла похвастать крупным бюджетом (это самая дешевая в производстве лента франшизы, она стоила всего 1,7 миллиона долларов), да, картинка временами напоминает непритязательный телефильм, да, грим не дотягивал до стандартов даже предыдущих лент, но для поклонников авторы припасли несколько любопытных ходов, что не позволяет нам окрашивать «Битву» исключительно темными красками. В последний фильм снова вернулись гориллы, и это добавило напряжения, правило «обезьяна никогда не убьет обезьяну» заработало здесь с новой силой, наконец, ломаная хронология франшизы получила какое-никакое объяснение. Но главное в «Битве» – ее неоднозначная концовка. Интерпретировать финал классической пятерки фильмов можно двояко, в зависимости от того, как вы воспринимали события предыдущих картин. Как минимум расставание с героями получилось трогательным, ничего лучшего на тот момент мир и не заслуживал.

Кадр из фильма "Бегство с планеты обезьян"

Неожиданный сюжетный поворот, который авторы придумали для третьего фильма серии, иначе как шокирующим и не назовешь. Нащупав дно «под планетой обезьян», сценаристы отправили приматов назад в прошлое, где тройка мохнатых астронавтов приземляется близ альтернативных современных Соединенных Штатов. В экранных США и без того не все гладко, а визит разумных обезьян и вовсе сводит человечество с ума – будущее под угрозой! Исполняющие роли Зиры и Корнелиуса Ким Хантер и Родди МакДауэлл раньше ютились на вторых планах, но теперь наступил их звездный час, и во многом именно благодаря им «Бегство с планеты обезьян» получилось таким трогательным, эмоциональным и драматичным. Сюжетно герои поменялись местами с персонажами оригинального фильма – если раньше в клетке возили Тейлора, то теперь за решеткой оказались обезьяны, перед которыми невежественное человечество испытывает страх. Нестыковки и дыры в повествовании несколько смущают, но на эмоциональном уровне картина у Дена Тейлора получилась впечатляющая.

Кадр из фильма "Восстание планеты обезьян"

В кассовый и особенно в критический успех нового ремейка-приквела «Планеты обезьян» в 2011 году, кажется, не верила даже сама студия Fox – Руперту Уайатту была выделена сумма меньшая, чем была у Тима Бертона десять лет назад. Это не помешало молодому постановщику великолепно реализовать свои задумки и выразить всю ту любовь, что была у него к оригинальной картине. Нет, «Восстание планеты обезьян» берет не только новой технологией съемок, хотя работу Энди Серкиса и его команды захвата движений сложно переоценить, сюжет нового фильма оказался достаточно глубок и тонок, чтобы удовлетворить самых требовательных зрителей и критиков. Трогательные моменты между персонажами Джеймса Франко и Фриды Пинто сочетаются здесь с напором разъяренных животных, Цезарь заслуженно становится здесь членом семьи воспитавшего его доктора, но он же олицетворяет скорую смену господствующего вида на планете. При том что картина Уайатта достаточно далека от оригинальной серии, в ней поклонники могут найти множество отсылок к фильму 1968 года – это и имя матери Цезаря, и даже упоминание космического корабля, отправившегося с Земли. Забота по перезагрузке была проделана колоссальная, и это по достоинству оценили все.

Кадр из фильма "Планета обезьян: Революция"

Нужно признать, на сегодняшний день сиквел «Восстания планеты обезьян» – пик франшизы. От предыдущих картин «Революция» взяла самое лучшее, дополнила это потрясающими актерскими работами и спецэффектами, а сверху утрамбовала все неподдельными шекспировскими страстями. Судьба продолжения вызывала некоторый скептицизм – от работы над сиквелом отказались режиссер Руперт Уайатт и исполнитель главной роли Джеймс Франко, но сценаристов это не смутило, они отлично развили историю, а приглашенный в кресло постановщика Мэтт Ривз сохранил стиль и тон предшественника. В центр сюжета поставлены взаимоотношения двух обезьян – Цезаря и Кобы, – и этот тандем уже не столь благожелательно настроен к людям, как это было даже в самых суровых сценах оригинальной серии. Сценаристы создали мощнейшие персонажи с понятным жизненным опытом, очевидной мотивацией и объяснимыми стремлениями – не в каждом фильме люди получают такие прописанные образы! «Революция», кроме всего прочего, окончательно стирает грань между реальностью и графикой – если где-то CGI и превратилась в жизнь, то именно в фильме Ривза. Продуманный сюжет, отличные персонажи и драматическое противостояние – «Планета обезьян: Революция» вернула веру в то, что блокбастеры могут быть умными.

Кадр из фильма "Планета обезьян"

Об истории создания оригинального фильма «Планета обезьян» можно снять собственный фильм или написать книгу, воспоминаний по этому поводу, по крайней мере, опубликовано достаточно. Продюсер Артур Джекобс выстрадал каждый кадр, каждую экранную минуту первых пяти лент франшизы, и, разумеется, без него экипаж командира Тейлора никогда не взлетел бы. Чтобы начать производство картины, Джекобс лично уговорил Франклина Шеффнера встать у руля, а Чарльза Хестона – сыграть главную роль, с отснятым тестовым материалом он обивал пороги студий, пока не получил «зеленый свет» от Fox. «Планета обезьян» откровенно удивила зрителей, в новинку в фильме было все: сюжет, актерские работы, грим. О шокирующем финале не стоит и упоминать, сцена со Статуей Свободы стала подлинным культурным наследием, известным любому поклоннику кино. В отличие от продолжений и ремейков, оригинальная «Планета» в гораздо большей степени сосредоточена на людях, и это делает ее в разы более человечной на фоне последователей. Фильм Шеффнера был бесконечное число раз спародирован и скопирован – это ли не показатель мирового признания?

Ленты об обезьянах рассказали человечеству о нем самом больше, чем тысячи часов телевизионной пропаганды, а в том, что атомная бомба так и осталась погребенной под завалами, совершенно очевидно есть заслуга авторов франшизы. Наша планета заслуживает процветания, а не погружения в войны, завоевания и революции, ведущие ко всеобщему истреблению.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?