Нелепое политико-шпионское шоу о том, как Кэтрин Хейгл спасает Америку в промежутках между распечаткой докладов
Чарлстон «Чарли» Такер (Кэтрин Хейгл) – одна из ведущих аналитиков ЦРУ. Каждый день она со своей командой готовит для президента США Констанс Пейтон (Элфри Вудвард) досье об основных угрозах американской безопасности. Чарли и президент связаны не только работой. В прошлом Такер была обручена с сыном Пейтон, который год назад погиб во время нападения афганских террористов на делегацию Конгресса. Обе женщины в тот день чудом остались в живых, и теперь они пытаются разобраться, что именно тогда произошло и кто виновен в случившемся. Однако Чарли рассказывает президенту далеко не все, что она знает…
«Взлет и падение Кэтрин Хейгл» – несколько лет назад это была одна из любимых тем американской кинопрессы. Актриса прославилась благодаря телевизионным ролям (прежде всего в медицинском сериале «Анатомия страсти»), «зажгла» в популярной комедии «Немножко беременна»… И тут же плюнула в колодец, сообщив в интервью, что считает «Немножко беременную» «слегка сексистской». По голливудским понятиям это был даже не плевок, а звонкая пощечина создателю фильма Джадду Апатоу, и Хейгл тут же взяли на карандаш как зазвездившуюся диву. Далее была череда закадровых скандалов, завершившаяся уходом актрисы из «Анатомии», и череда финансовых и критических провалов ее кинофильмов, которая привела к включению Хейгл в неофициальный голливудский «черный список». Кому нужна «звезда», с которой трудно работать и которую зрители не хотят видеть?
Осознав, что сама загнала себя в угол, Хейгл вернулась на телевидение, где ее все еще ценят, и спродюсировала для себя шоу, которое, как монстр Франкенштейна, собрано из кусков других сериалов. Тут и «Чужой среди своих», и «Западное крыло», и «Скандал»… И даже только что начавший выходить сериал «Мадам госсекретарь». Само по себе это не плохо – мало ли шоу, добившихся успеха, несмотря на полное отсутствие оригинальности! Но проблема «Положения дел» в том, что оно заимствует не те куски, которые сделали другие сериалы удачными, и проявляет оригинальность там, где нужно было идти на поводу у традиции.
Взять, например, занятие главной героини. Первая заповедь авторов сериала о работающем человеке – выберете интересную работу (если вы не снимаете иронический ситком вроде «Офиса»). Героиня «Чужого» проводит операции ЦРУ, героиня «Мадам госсекретарь» распоряжается ключевым ведомством, героиня «Скандала» решает проблемы. А что делает Чарлстон (боже, какое жуткое имя для женщины!)? Драматично печатает бумажки и складывает их в красивую папочку, чтобы вручить главе государства. Профессия Такер была бы скучнее, только если бы она закупала для ЦРУ тонеры.
Понятно, шоу этим не исчерпывается, и пилотная серия выворачивается наизнанку, пытаясь представить дело так, будто героиня не только собирает досье, но и принимает решения: отдает приказы отделам Управления, лично созванивается с командиром отряда спецназа на другом краю света и даже обыгрывает в кабинетной игре нового главу ЦРУ, перетягивая президента на свою сторону. Но смотрится это нелепо, потому что явно не входит в обязанности героини! Маразм достигает пика, когда в финале серии Чарли клянется президенту, что найдет убийц ее сына. И как же она, интересно, это сделает, если не работает «в поле» и не командует агентами из высокого кабинета? За террористами она может охотиться лишь в свободное время, в перерывах между своим основным занятием. Если госпожа президент считает, что Чарли лучше всех умеет искать злодеев, то почему держит ее на бумажной должности?
Что еще хуже с сериальной точки зрения, такая сюжетная загогулина уводит на третий план формально основных персонажей шоу – сотрудников Такер. Потому что они-то с президентом не на ты, и у них точно нет связей и полномочий, чтобы далеко отклоняться от своей основной, бумажно-перекладывательной работы. Это как если у героини «Скандала» было бы не политическое, а садоводческое агентство, и она бы на досуге решала государственные проблемы, пока ее сотрудники торгуют рассадой.
Почему шоу так устроено? Возможно, потому что Хейгл слишком гламурна для «полевой» работы и недостаточно харизматична, чтобы играть большого начальника. Впрочем, и для своей должности в шоу она не вполне подходит – нет в ее глазах того, что указывает на большой интеллект и мгновенную интеллектуальную реакцию. Хейгл играет компетентную женщину, но не надежду нации.
К чему еще можно придраться? К тому, что «Положение» сразу не вводит обычную для шпионских сериалов прямую и явную угрозу национальной безопасности – вроде злодейской организации, готовящей теракт. Расследование прошлых событий не так драматично, как обезвреживание «тикающей бомбы». Плохо и то, что из всех многочисленных персонажей серии в память врезаются лишь две основные героини и Джеймс Ремар («Правосудие Декстера») в крошечной роли агента тайной, действующей за рамками закона государственной службы («Мы не пытаем водой, мы сразу топим!»). Сразу приходит на память «Черный список», который держится на Меган Бун и Джеймсе Спейдере. Но там хотя бы есть Спейдер. А персонажи Хейгл и Вудвард далеко не так ярки, как Рей Реддингтон.
А что же достоинства шоу? Участие Хейгл – это, конечно, достоинство для тех, кому она нравится, и ее героиня – умная, решительная и неоднозначная женщина со сложной личной жизнью и большими «тараканами» (большой плюс для поклонников шоу вроде «Скандала» и «Чужого среди своих»). Кроме того, действие пилотного эпизода развивается динамично и завершается интригующими откровениями о событиях годичной давности. Это вселяет определенную надежду на увлекательность последующих серий. Но недостатки шоу слишком серьезны, чтобы драйвовая режиссура могла их скомпенсировать.