Очередной прекрасный кукольный мультфильм студии Laika — тихо прокравшийся в прокат и, к сожалению, почти обречённый на кассовый провал
Очередной прекрасный кукольный мультфильм студии Laika — тихо прокравшийся в прокат и, к сожалению, почти обречённый на кассовый провал.
Путешественник Лайонел Фрост много лет охотится на разных мифических существ и зачастую даже их встречает, вот только доказательств этих встреч никаких добыть не получается. В аристократическом клубе по интересам над ним насмехаются, а он продолжает тратить наследство богатой родни на безумные авантюры. Получив очередное доказательство, что в лесах Нового Света может обитать сасквоч (по сути, индейское название для йети), он отправляется туда и действительно встречает доисторического предка человека: правда, вполне себе сознательного, способного разговаривать и очень дружелюбного. Тот просит Лайонела отвезти его к сородичам в Гималаи (то есть к тем самым йети), потому что в развивающейся Америке для него места скоро не останется. Лайонелу приходится выбирать между честью и желанием влиться в высшее общество.
Студия Laika — один из последних оплотов классической stop-motion анимации в мире, где кукол и карандаши давно заменили высокотехнологичный софт и прочие блага цифрового века (особенно это касается большого кино, короткий метр ещё хоть как-то держится). Если представить Laika как одного человека, то она будет определённо героем романтическим. Творцом с большой «Т», независимым и почти не думающим о прибыли, готовым тратить сотни миллионов на сложнейшие в реализации проекты, заранее обречённые на кассовый провал. А с их мультфильмами ведь так и происходит: даже вполне нашумевший «Кубо» с треском провалился в прокате, а без пяти минут культовая «Коралина» едва отбила бюджет. Вот и у «Потерянного звена», кажется, нет никаких шансов стать зрительским хитом — мало того что о существовании фильма большинство в принципе не знает или забыло (с маркетингом у него всё очень грустно), так ещё и выпустили его в одну неделю с куда более попсовым «Шазамом» и «Кладбищем домашних животных». Говорить о том, что это несправедливо, пожалуй, уже как-то банально. Но да, это очень, очень несправедливо.
И если у «Кубо» был шанс захватить внимание впечатляющей постановкой — совершенной настолько, что устаревшие технологии там ещё надо было постараться углядеть, — то «Потерянное звено» свою архаичность лишь подчёркивает. Мультфильм выглядит как набор аппликаций из древнего походного журнала: с весьма условными формами и выпуклой, почти тактильной текстурой красивейших вашингтонских лесов и ковбойских деревень, пыльных викторианских городов, индийских джунглей и других импрессионистских радостей. Дизайном персонажей и анимацией он часто напоминает работы других безумных гениев от мира мультипликации, stop-motion студии Aardman — орудующей, правда, не куклами, а пластилином.
Авторы из Laika специально акцентируют внимание на том, что всё это — настоящее, ручное, вполне реальные макеты, имеющие форму и вес, будто надо лишь немного протянуть руку, и ты почувствуешь их собственными пальцами. Что не только приятно на чисто эмоциональном уровне, как приятен в наше «облачное» время любой физический, осязаемый предмет искусства, будь то книга, картина или виниловая пластинка. Фактура «Потерянного звена» тесно связана с его темой — историей о прогрессе и удивительной криптозоологии, столкновении эпох и культур, что оказываются куда ближе, чем можно себе представить.
Это, в общем, очень простой сюжет о двух «андердогах» и великой дружбе, которая обязательно растопит сердце симпатичного и не злого, но уж слишком циничного путешественника-денди Лайонела Фроста. Такой осовремененный Жюль Верн (почти как в «Вокруг света за 80 дней» с Джеки Чаном, но скромнее и без стимпанка) с похожими мотивами и мотивировками — стартует приключение здесь тоже в том числе из-за пари, — но с большим уклоном во внутреннюю часть путешествия. Иногда даже слишком большим: кульминация, например, происходит почти полностью в головах героев и внешне выражена весьма скудной финальной схваткой. Магистральное путешествие частенько кажется бесконфликтным — вроде и преследователи есть, и прочие преграды, но уж больно играючи их обходят.
В отношении прогрессивного мира к мистеру Линку легко углядеть социальное зерно, и оно, конечно, в нем есть, как есть оно и в истории мифической Шамбалы, неожиданно рифмующейся тут с марвеловской Вакандой. В «Потерянном звене» много громких современных тем, и если вдруг начать их все перечислять, то можно создать абсолютно неверное впечатление о мультфильме как о конъюнктурном и назидательном. Но дело в том, что «Потерянное звено», в отличие от той же «Чёрной пантеры», никогда на зрителя не кричит и не причитает, все его смыслы и посылы органично вплетены в саму сюжетную суть, в выбранную эпоху и пространство, характеры и их отношения. Если уж и учить детей правильному отношению к миру и не похожим на них людям, то только так.
«Потерянное звено» вообще очень «тихое» кино, оно не любит лишний раз делать акценты на экшен-сценах, гэгах или диалоговых шутках. Из-за этого, кстати, внутри фильма они звучат куда смешнее, чем в трейлере, где акценты расставлены очень жёстко. С чувством юмора и самоиронией у «Звена», кстати, всё замечательно, и в целом оно внезапно ближе к британской комедии — как-то всё тут тоньше и точнее. Не так сейчас принято делать и не такое кино снимать, и как же хорошо, что у Laika есть ещё и порох, и запал, и деньги, чтобы делать так, как не принято, и снимать кино, которое больше никто не снимет.
С 4 апреля в кино.