Красивый и забавный, но бредовый аргентинский мультфильм о смешении настольного и большого футбола
Красивый и забавный, но бредовый аргентинский мультфильм о смешении настольного и большого футбола.
Из всех талантов у маленького Амадео есть лишь один. Он блестяще играет в настольный футбол. Парень настолько хорош, что обыгрывает даже чемпиона его городка, зазнайку Эйса. Впервые в жизни потерпев поражение, разъяренный Эйс уезжает из города и годы спустя становится лучшим в мире профессиональным футболистом. Заработав миллионы, Эйс возвращается на «малую родину» и с помощью коррумпированного мэра переписывает на себя всю городскую землю. Он собирается снести все дома, построить на их месте самый большой в мире стадион и не мытьем, так катаньем покорить сердце Лауры – девушки, которой всегда больше нравится Амадео. Чтобы попытаться остановить разрушение города, Амадео вызывает миллионера на футбольный матч. У его слабосильной команды, собранной из местных доходяг, нет никаких шансов, однако у горожан есть тайное оружие – маленькие футболисты Амадео из настольного футбола, которые внезапно ожили и теперь горят желанием помочь.
Футбол в Аргентине – национальная религия, и не нужно многое знать о «Суперкоманде», чтобы понять, почему аргентинцы потратили на этот компьютерный мультфильм рекордные по национальным меркам средства (21 миллион долларов) и почему его национальные сборы тоже были рекордными. Куда сложнее понять, почему поставил «Суперкоманду» прежде не занимавшийся анимацией режиссер Хуан Хосе Кампанелья, лауреат «Оскара» за художественный фильм 2009 года «Тайна в его глазах». Это как если бы Звягинцев после «Левиафана» нарисовал на студии «Мельница» высокобюджетный мультфильм о бравых хоккеистах. Но не будем копаться в причудах аргентинской души. «Суперкоманду» можно обсуждать, не зная имени ее постановщика.
Футбол – командный спорт, и потому любой удачный футбольный фильм рассказывает о Команде. Именно так, с большой буквы. Яркие, колоритные личности собираются вместе, с трудом притираются друг к другу, переживают взлеты и падения… И, наконец, в кульминации превращаются в настоящую суперкоманду, готовую на все ради решающего гола.
В «Суперкоманде» такая команда есть. Отличная команда, смешная, обаятельная и слаженная. Только она почти не участвует в финальной игре! Маленькие оловянные человечки, оживленные слезами Амадео, в кульминационном матче оказываются зрителями. А когда они выбегают на поле и, пользуясь своим крохотным ростом, начинают помогать незадачливым горожанам, то подправляя траекторию мяча, то ставя подножки игрокам Эйса, Амадео их останавливает. Он замечает, что это жульничество и что горожане должны выиграть или проиграть честно. Герой, конечно, прав. Но получается, что задорная команда маленьких игроков смотрит игру со стороны, а по полю бегают городские забулдыги, психи и бомжи, которых зрители знают буквально несколько минут. У большинства из них даже нет реплик! И они появляются лишь в нескольких сценах – считая те, где Амадео вербует их в команду.
Напротив, парни из настольного футбола проводят в кадре большую часть экранного времени. Кажется, у них даже больше сцен и больше приключений, чем у формально главного героя. С тем же успехом герой Стивена Чоу в «Шаолиньском футболе» мог бы сказать своим друзьям-монахам: «Мы через многое вместе прошли, но в кульминационном матче должны играть настоящие футболисты, а не блудные шаолиньцы. Так что я сейчас быстренько соберу новую команду, а вы, главные герои фильма, посмотрите игру по телевизору». Так дела не делаются! И так сценарии не пишутся. В главном матче должна играть главная команда.
Впрочем, логические проблемы сюжета начинаются задолго до финального матча. Вот скажите, где это видано, чтобы «мстительный» матч-реванш был не по тому спорту, в который герои играли в начале картины? Конечно, настольный футбол и настоящий футбол похоже называются. Но это совершенно разные игры, и триумф Эйса в «большом» футболе никак не перечеркнул бы его поражение в настольном матче. Согласитесь, было бы куда естественнее, если бы в начале фильма Амадео «наказал» ровесника в дворовом футбольном матче. Тогда все было бы логично. Эйс возвращается как триумфатор-профи, чтобы сломить единственного противника, который ему не поддался, и «лузер» Амадео вновь собирает старую команду, чтобы показать, что он все еще неплохо пинает мячик. Или же Эйс возвращается, чтобы победить в настольном матче, и тогда картина обходится без толпы посторонних, не имеющих отношения к основному конфликту горожан и профессиональных футболистов.
Однако создатели фильма решили скрестить ежа с ужом. Чтобы и маленькие забавные человечки бегали по экрану и укрощали крыс, и чтобы финальный матч был по всем законам настоящего футбола – с финтами, штрафными и голом на последних секундах. Получилось весело и эффектно, но ведь бред сивой кобылы! Никакого уважения к психологии и здравому смыслу.
И, кстати, ради чего герои бьются? Вроде бы ради города. Но в финале Амадео говорит, что все это было из-за Лауры. Но ведь героиня с самого начала картины «сохла» по Амадео! Вопрос был лишь в том, решатся ли они признать свои чувства. У омерзительно эгоистичного Эйса не было ни единого шанса, и исход матча никак не мог на это повлиять. Если Амадео считает иначе, он оскорбляет свою любимую.
А вот еще идиотский момент. Из фильма следует, что Эйс, при всей своей успешности, зависит от своего агента. Который его сделал, и который может его утопить. Но реальный спорт так не работает. Эйс – лучший футболист в истории мира, потому что он не проиграл ни одного матча, «сражаясь» на очень высоком уровне. Если от такого спортсмена уйдет агент, за его место тут же разгорится война. И, кстати, кто бросит гениального клиента? Да, история с матчем против «лузеров» получилась некрасивой. Но Марадоне простили «Руку Бога», а Эйс – футболист лучше Марадоны. Лучше и богаче. У такого спортивного героя всегда будут агенты и юристы. Пока он не перестает грести деньги лопатой.
Отмечать многочисленные сценарные ляпы тем болезненней, что графика и анимация «Суперкоманды» замечательны, и не только по меркам неанимационных стран. Это вам не китайская поделка, а красивое, элегантное и динамичное кино. С великолепными дизайнерскими находками, с колоритными персонажами (характер каждого героя сразу ясен по его внешнему виду и по его движениям), с прикольными шутками и отсылками к истории футбола… «Суперкоманду» хочется хвалить и хвалить, но кретинский сценарий мешает это делать. Плохой сценарий, плохой! Фу!