Милый компьютерный мультфильм по мотивам известной немецкой книги, который вопреки очевидности уверяет, что пчелы и шершни могут жить дружно
Только появившись на свет, пчелка Майя уже отказывается соблюдать законы улья и учиться, как собирать мед и благоустраивать общий дом. Вместо этого она улетает из улья и заводит дружбу со всеми, кого встречает по пути, – от кузнечика Прыга до маленького шершня Стинга. Тем временем королевская советница Жужжала похищает маточное молочко и, когда пчелиная королева ослабевает от голода и теряет сознание, захватывает власть. Обвинив в краже шершней, она поднимает улей на войну, и теперь только Майя и ее друзья, которые знают, что шершни ни в чем не виноваты, могут остановить битву за нераздельную власть над лугом.
Когда немецкий писатель Вальдемар Бонзельс в 1912 году сочинил и издал повесть «Пчелка Майя», он вольно пересказал для детей притчу о блудном сыне. Бунтовщица Майя, нарушающая законы улья и покидающая его, чтобы не работать как пчела и жить с другими насекомыми, осуждалась в книге как предательница. Она искупала свою вину, лишь когда возвращалась домой, чтобы принять наказание за свои проступки и предупредить пчел о готовящемся нападении их заклятых врагов шершней. К ее удивлению, пчелы прощали ее, и Майя, умудренная испытаниями и переживаниями, становилась учительницей для нового поколения маленьких пчелок.
Такая героиня была идеальным детским персонажем для Германии в промежутке между мировыми войнами. Но когда после Второй мировой войны ФРГ распрощалась с нацизмом и заклеймила его как опасную для страны идеологию, Майю начали переосмыслять как бунтарку, которая правильно делает, что противостоит пусть и добродушному, но тоталитарному улью и которой надо восхищаться, когда она проявляет свою индивидуальность и исследует мир, а не снует с нектаром и пыльцой. Мы видели такую Майю в известных сериалах 1970-х (между прочим, нарисованных японскими аниматорами), и новый немецко-австралийский компьютерный мультфильм о самой известной на планете пчеле окончательно превращает Майю в девочку, которая кругом права и которая останавливает войну, потому что смотрит на мир незашоренными глазами и не поддается невежественной пропаганде.
В таком сюжете нет, конечно, ничего плохого. Но вот беда – чтобы рассказать такую историю, авторы мультфильма посылают к черту биологию. Ведь шершни и в самом деле заклятые враги пчел, потому что они их едят. Представьте себе мультфильм, где бесстрашный зайчишка заводит дружбу с волчонком и узнает, что волки – вегетарианцы и что байки об их кровожадности – ложь и предрассудки. Такая картина смотрелась бы кретински. Особенно в сценах, выставляющих маму-зайку невежественной идиоткой за то, что она просит малышей остерегаться волков. Однако именно такой мультфильм нарисовала для детей команда режиссера Алекса Стадерманна. Его абсурдность не бросается в глаза лишь потому, что мы хуже разбираемся в пчелах и шершнях, чем в зайцах и волках.
При этом картина, как говорят в Америке, «кидает под автобус» не только зловредную Жужжалу, которая раздувает милитаристскую панику, но и добросердечную учительницу Кассандру, традиционно положительную героиню «Майи». Потому что Кассандра, при всей ее доброте и заботливости, учит малышей плохому – то есть тому, как обстоят дела в нашем, реальном мире. Где большое гнездо шершней вполне способно уничтожить целую пасеку.
Впрочем, несмотря на всю свою абсурдную, зашкаливающую политкорректность (лента явно использует пчел и шершней как метафору, скажем, отношений немцев и турок в Германии), фильм у Стадерманна вышел забавный, обаятельный и бодрый, и в очаровательную непоседу Майю трудно не влюбиться. Равно как и в прочих персонажей, позаимствованных из книги Бонзельса и сериалов 1970-х или придуманных с нуля. Анимация и графика ленты заметно проще, чем у американских блокбастеров, но глаза это не режет, и для детского мультфильма такой стиль вполне подходит. Так что если вы не против того, что новая «Майя» пропагандирует пацифизм и политкорректность и неправильно отображает отношения пчел и шершней, то вы вполне можете показать ее своей дочери. Особенно если ей еще далеко до старших классов. Для взрослых в «Пчелке» ничего нет.
С 30 октября в кино.