Большой ошибкой было полагать, что жанр «меча и сандалий» канул в небытие. На самом старте нового тысячелетия у пеплума открылось второе дыхание. Совсем недавно вышел сериал «Обреченные на славу» Роланда Эммериха, а под конец года мы увидим сиквел «Гладиатора» – политические интриги Рима и арены для сражений снова примагничивают к экрану.
Пеплумы XXI века продолжили расширять историю взлетов и падений Римской империи. В этот раз – на севере Британии, где римляне выстроили вал Адриана и защищались от набегов пиктов. «Центурион» Нила Маршалла скроен по голливудской формуле: меньше истории и больше домыслов. Дикие кельтские народы вырезают военизированных римлян, а Майкл Фассбендер – исполнитель роли командира Квинта Дия – спасается бегством. Реальная судьба Девятого Легиона неизвестна, но Маршалл нашел ответы под стать жанру и студийным мощностям. Ставка сделана на графическое насилие, почти первобытную магию лесов Шотландии и Ольгу Куриленко в роли немой воительницы, защищающей свои племена от захватчиков. Огрехи в драматургии и совершенную апатию к персонажам фильм компенсирует звериной резней – впрочем, чего еще ожидать от автора каннибальского хоррора «Спуск».
Только извержение Везувия может остановить кровавую римскую причуду – бои гладиаторов. В «Помпеях» Пол У.С. Андерсон по-своему и на все доступные деньги рассказывает историю катаклизма, который вторгся в обычную жизнь помпейцев. Малые страсти людей покрываются слоем вулканического пепла – даже любовь раба-гладиатора (Кит Харингтон) к дочери уважаемого горожанина Кассии (Эмили Браунинг). Эпическое дыхание фильма точно не ровня полотну Брюллова, но режиссер выкручивает все рычаги, создавая масштабный эффект катастрофы. При этом не стесняясь ронять драматургию и превращать своих героев в инертные статуи. Пеплум категории B, который мы заслужили? О «Помпеях» хочется говорить именно так, припоминая неудачу фильма по части как приема критиков, так и кассовых сборов.
Совместить пеплум и комикс оказалось не так уж сложно. Зак Снайдер, флагман развлекательного цифрового кино, с тщанием подошел к адаптации графического романа Фрэнка Миллера. «300» не углубляется в дебри греко-персидских войн, а делает визуальную выжимку главного: царь Леонид принимает бой против персов в Фермопильском ущелье, пытаясь остановить продвижение восточного врага. Красота фильма где-то на уровне древнегреческой вазописи. Это плоскостное, предельно понятное изображение, к которому не нужны комментарии – визуальный стиль Снайдера говорит за себя. Сегодня о «300» чаще всего говорят, что это дурное удовольствие, возведенное в ранг большого киноискусства. Парад воинских фаланг, литых мышц и окровавленных тел, сделанный с любовью к изобразительной культуре и комиксу, а уже потом – истории.
Прошло две декады с тех пор, как Вольфган Петерсен перенес эпос Гомера на экран, и для тех лет это был бесспорный хит среди блокбастеров. «Трое» пришлось ужаться и оставить линию войны – сражение ахейских греков с троянцами без участия богов (хотя о них неустанно говорят герои), – размочить суровые реалии любовными мотивами, да и в целом спустить эпос с небес на землю, одарив голливудской прямотой и доступностью. Ахилл в исполнении Брэда Питта похож на серфера с журнальных обложек, Брайан Кокс в образе Агамемнона – на современного человека, наряженного по античной моде, да и фильм все-таки не может взять в фокус весь масштаб событий – величин почти космических. Однако «Троя» все-таки вернула пеплум к жизни, заложив 170 млн бюджета под главную баталию в истории мировой литературы.
О пеплумах зареклись больше не вспоминать после провала «Клеопатры» в 1963 году. Но именно Ридли Скотт вытащил жанр из склепа, задав ему новую траекторию и оснастив крупными бюджетами. В самом начале 2000-х со скепсисом воспринималась идея, что фильм о генерале Максимусе (Рассел Кроу), мстящем властному узурпатору Коммоду (Хоакин Феникс), произведет эффект. Но произвел, и еще какой: с пятью «Оскарами» (включая премию за лучший фильм), 457 млн долларов общемировых сборов и чествованием Рассела Кроу – оказалось, что мужественные герои времен античности нисколько не устарели. Бойня насмерть, хлеб и зрелища, Рим в эпоху политической неразберихи – «Гладиатор» словно сошел с полотен Жак-Луи Давида, совместив в себе и голливудскую мегаломанию, и строгий авторский замысел. Кино о том, как гладиатор Максимус воссоединяется с семьей в вечности, обеспечило себе такую же вечность в киноистории.
Зато "Орёл девятого легиона", снятый по историческом роману, и причём довольно внятно снятый, в ваш списочек как-то не попал....