Неровная трагикомедия с Александрой Бортич и Павлом Майковым о неожиданном воссоединении отца и дочери.
Живущая в Москве Жанна (Александра Бортич) получает звонок от отца (Павел Майков), с которым не общалась практически 25 лет. Папа сообщает, что находится при смерти, и просит дочку приехать в родной провинциальный город. Жанна отправляется в путь и опаздывает — отец умер за пару часов до приезда. Теперь на плечи дочери ложатся проведение судебно-медицинской экспертизы тела в райцентре и организация похорон. Доставить умершего отца до пункта назначения вызывается нуждающийся в деньгах сосед Костик (Илья Антоненко). Следующая пара дней будет длинной и непредсказуемой, а ещё с Жанной начинает общаться призрак отца.
«Танцуй, Селёдка» — экранизация пьесы Татьяны Загдай «Человек в закрытой комнате». За сценарий фильма отвечала авторка первоисточника. Правда, картина получилась заметно легковеснее пьесы — из текста пропала информация об изнасиловании и аборте, который сделала в Москве Жанна. Премьера фильма прошла на фестивале «Зимний» в Москве в конце прошлого года, где картина удостоилась приза за лучший сценарий.
«Танцуй, Селёдка» — дебют актрисы Александры Лупашко, снимавшейся в сериалах «Метод», «Хорошие руки» и «До свидания, мальчики». Прежде постановщица сделала короткометражные фильмы «2050» и «Девочка и дерево желаний», а также работала над новеллами для восьмой, девятой и десятой частей «Ёлок» и сериалом «Два». Права на экранизацию пьесы Загдай были у кинокомпании СТВ, так что продюсеры искали дебютанта на пост режиссёра. Выбор Сергея Сельянова («Снегирь», «Купе номер 6», «Груз 200» и «Брат») пал на Лупашко.
«Танцуй, Селёдка» соединяет чёрную комедию о разговаривающем трупе, провинциальный роуд-муви и сентиментальную драму о прощании отца и дочери. Также в фильме присутствуют вставки из 1990-х: изображение слегка выцветшее, все ходят в смешных париках, а в остальном мало что поменялось в сравнении с сегодняшним днём. В те времена отец продавал аудиокассеты на территории парка аттракционов, а по выходным помогала Жанна, которую папа прозвал Селёдкой. Для девочки то было не лихое бандитское время, а светлая пора детства. Вот только детство кончилось с уходом отца из семьи. Папа познакомился в парке аттракционов с продавщицей мороженого Ларисой и укатил в другой город.
Костик не просто помогает перевезти тело отца Жанны. Сосед таксует на машине умершего уже три года. Тогда папа продал старенькую иномарку вместе с огромной коллекцией аудиокассет. В «Танцуй, Селёдка» вы услышите все хиты конца 90-х. Звучат «Отпетые мошенники», «Мумий Тролль», Ирина Салтыкова, Андрей Губин, «Леприконсы», Найк Борзов. И удар по ностальгическим чувствам аудитории даже не кажется искусственным, поскольку музыка являлась чуть ли не единственным связующим звеном между отцом и дочерью. А старые песни заставляют Жанну вспоминать приятные минуты детства.
Когда дочь приезжает на малую родину, кажется, что перед нами независимая и уверенная в себе москвичка. Однако с течением экранного времени публика будет убеждаться, что Жанна умело создала правильный образ непробиваемой столичной жительницы, но в душе осталась ребёнком, которого ранил уход отца из семьи. Дочери непросто простить папу, даже умершего, поскольку развод родителей разрушил детство и, возможно, заставил впервые в жизни столкнуться с суровой реальностью.
Фильм не так уж часто заставляет смеяться, да и как роуд-муви часто провисает. Лучше всего «Танцуй, Селёдка» удаётся быть слегка сентиментальной семейной драмой. Легко представить себя на месте Жанны, которую подвёл отец, но в то же время после смерти близкого родственника взрослая дочь чуть лучше понимает папу. На дворе были 1990-е — время неспокойное и непредсказуемое, да и больших денег в семье не было. К тому же после смерти папы Жанна отмечает, что последние годы отец был одинок и несчастен. Фильму удаётся передать трансформацию отношения дочери к умершему, а зритель чувствует грусть, что родственникам так и не удалось воссоединиться вовремя. Слишком часто только смерть расставляет события по своим местам.
«Танцуй, Селёдка» — последний совет отца Жанне. Если день выдался паршивым, не сдерживай себя, пускайся в пляс, выплёскивай негатив и двигайся дальше. Дебют Лупашко едва ли можно назвать сверхоригинальным и визуально революционным, но это простая и трогательная история прощания и движения вперёд. Ведь обиды прошлого удерживали Жанну от развития.
В один день в прокат выходят «Танцуй, Селёдка» и «Задира» Шарлотты Риган. Обе картины о воссоединении отца и дочери. Только отечественный фильм, в отличие от британского конкурента, что характерно, обращается к чёрному юмору, а не магическому реализму. Создатели умело прячут драму, лежащую в сердцевине «Танцуй, Селёдка», и создают почти что народное терапевтическое кино. Возможно, в российской реальности и так хватает трагедии, так что робкая надежда на лучшее не повредит.