Мы собрали несколько картин, в которых оторванность от привычных обстоятельств играет важную роль, но, чтобы вы не чувствовали одиночества, рекомендуем смотреть их с кем-то близким, с тем, кто в самый захватывающий момент будет держать вас за руку, в отличие от героев фильмов нашего топа
Лишь первая часть знаменитого фильма Стэнли Кубрика наполнена людьми, пронизана диалогами и меняющимися локациями. Перегнув экватор, картина превращается в исполненную клаустрофобией драму путешественников в бесконечном черном космосе. И ладно бы проблема была только в отсутствии собеседников для астронавтов Боумена и Пула, так ведь к ним еще и мрачный робот HAL приставлен, у которого свое на уме. Так или иначе, будущим межпланетным исследователям придется столкнуться с одиночеством в замкнутом пространстве корабля, но именно «Одиссея» впервые показала, какими страшными могут оказаться эти часы, дни, недели для человека. Немудрено свихнуться, даже если ты всего лишь железка с единственным красным глазом.
Хорошо бы держать кого-то за руку: Астронавты отключают ячейки памяти, и HAL9000 затягивает свою смертельную песнь.
Еще одна картина Кубрика, и снова о проблемах изоляции от мира. На этот раз героев отрывает от привычной среды не перелет к Юпитеру, а всего-навсего зима в отеле «Оверлук», расположенном высоко в горах и отрезаемом снегопадами на пару месяцев в году. Этого времени, впрочем, вкупе со злом, обитающим на этажах гостиницы, хватает на то, чтобы свести с ума неудачливого писателя, решившего, что полгода в горах помогут ему справиться с кризисом среднего возраста. Чтобы не пить в одиночку или с компанией призраков, Джек берет с собой жену и сына, который имеет парапсихологические способности. Сверхъестественное, помноженное на сверхъестественное, дает ужасающий результат: в «Оверлуке» просыпается все возможное зло, которое ни в коем случае не желает отпускать своих дорогих гостей. После «Сияния» к длинным однообразным коридорам отелей относишься совсем иначе.
Хорошо бы держать кого-то за руку: Джек Николсон с изменившимся лицом заглядывает в комнату сквозь прорубленную в двери щель. «А вот и Джонни!»
Финал «Чужого» своеобразно перекликается с концовкой «Космической одиссеи». Уязвимого перед киберубийцей астронавта Дэйва Боумана заменила хрупкая Эллен Рипли, вместо замыслившего недоброе красного глаза – абсолютно бездушная машина для убийства Ксеноморф. К чертям размышления о трансцендентности человека, даешь суровое противостояние женщины и монстра. Без обиняков, одна из самых напряженных сцен в истории кино – вся команда «Ностромо» погибла, в спутниках у Рипли лишь своенравный рыжий кот, на миллионы миль вокруг ни единой живой души и никаких надежд на спасение. Ридли Скотт создал идеальный фантастический хоррор, который можно пересматривать десятки раз и все равно каждый раз задерживать дыхание в самых напряженных местах.
Хорошо бы держать кого-то за руку: Рипли видит взорвавшийся корабль и вдруг понимает, что в спасательной капсуле она не одна.
Антарктика – это, пожалуй, последнее место на земле, где можно действительно оказаться изолированным от внешнего мира надолго и всерьез без космических перелетов. Малоизученный, холодный, не приспособленный для человеческого существования континент хранит немало тайн и вполне может являться убежищем пришельцев. Фильм Джона Карпентера – рассказ о том, что противостоять стихии человек может, но выигрыш в этом противостоянии ему не гарантирован. Антарктида пустынна, но вряд ли вас обрадует компания монстра, принимающего облик того, кто ему пришелся по вкусу. В прямом смысле слова. Да, такое кино лучше смотреть с кем-то в компании, только убедитесь для начала, что этот кто-то не выпустит в вашу сторону мерзкие щупальца.
Хорошо бы держать кого-то за руку: Доктор делает массаж сердца зараженному геологу, а грудная клетка откусывает спасителю руку.
Представьте: во время поездки по заснеженной дороге вы попали в аварию. Это плохо. Вас спасла проезжавшая мимо женщина. Это хорошо. Вы получили травму и не можете ходить. Это плохо. Но ваша спасительница выхаживает вас и готова быть сиделкой. Это хорошо. Вроде бы ничего ужасного. Но герою триллера «Мизери» стало не до смеха, когда оказалось, что его «добрая самаритянка» совсем не так добра, а Пол Шелдон теперь ее заложник, и его единственная возможность спастись – это удовлетворить желание обезумевшей Энни и написать устраивающую ее книгу. Конечно, остаться одному в результате трагедии совсем не здорово, но и от нежданного спасения в эйфорию впадать не стоит. Мало ли на свете психов.
Хорошо бы держать кого-то за руку: Энни приходит в гнев от попытки побега Пола и разбивает ему ноги молотом.
Безусловно, история Робинзона Крузо – это самое известное произведение о человеке, оставшемся в изоляции и боровшемся за сохранение жизни изо дня в день долгие годы. Экранизаций книги Даниэля Дефо существует великое множество, но мы свое предпочтение отдаем осовремененному варианту Роберта Земекиса с Томом Хэнксом на борту. Если отбросить навязчивый продакт-плейсмент почтовой компании FedEx, то зритель получает отменное приключение, необыкновенное противостояние человека и среды, драму преодоления и любви к жизни, талантливо разыгранную Хэнксом в полном одиночестве. Пусть герой Хэнкса провел на острове «всего какие-то» четыре года, существенно меньше Крузо, от этого его подвиг не стал менее впечатляющим, а победа и спасение – менее заслуженными.
Хорошо бы держать кого-то за руку: В эпизоде расставания с Уилсоном.
Видит око, да зуб неймет – нет ничего обиднее, чем видеть пути своего спасения, но не иметь возможности ими воспользоваться. Герои «Открытого моря» в 2003 году пострадали по неосмотрительности команды катера, оставившей их вдали от берега после дайверского погружения, а вот персонажи сиквела никого, кроме самих себя, винить не могут. Компания приятелей в «Дрейфе» отправилась прокатиться по морю на яхте, а затем и искупаться, да вот беда – прыгая за борт, никто не подумал об обратном пути и не сбросил трап. Ну что ж, плавать вам теперь, ребята, до тех пор, пока силы не оставят. Море – вообще место опасное, и мы привыкли, что режиссеры в картинах о пугающей водной глади любят использовать акул. «Открытое море 2» обходится без хищников, но леденящий ужас наводит не хуже «Челюстей».
Хорошо бы держать кого-то за руку: Когда одна из отчаявшихся девушек уплывает на поиски берега и помощи.
Дебютная картина Дункан Джонс вполне очевидно отдает дань уважения и уже упомянутой нами «2001: Космической одиссее», и другой космической классике – «Молчаливое детство», но, думаем, ни у кого не повернется язык обвинить сына Дэвида Боуи в плагиате. «Луна» – вполне самостоятельное, органичное произведение, разыгранное Сэмом Рокуэллом с помощью закадрового Кевина Спейси. Сэм Белл – инженер, в одиночку поддерживающий лунный комбинат по производству гелия-3, единственная его компания – искусственный интеллект, явный потомок «одиссейского» HALа. Но это лишь до определенного времени, а затем вдруг на станции Сэма появляется еще один житель, и это еще один Белл. Непросто выяснить, кто из вас настоящий, если вы похожи друг на друга как две капли воды.
Хорошо бы держать кого-то за руку: Сэм отправляется на поиски разбитого лунохода и обнаруживает в нем человека.
Долгое совместное нахождение в изоляции должно, по идее, сплотить людей, однако удается это отнюдь не всегда. Поколенческие разногласия, нестыковка характеров, внутренние проблемы и даже эмоциональный настрой выстраивают непреодолимую стену между героями фильма Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». Сергей и Павел «прикованы» к метеостанции на острове в Ледовитом океане, а единственной ниточкой, связывающей полярников с домом, является неустойчивая радиосвязь. Принятая молодым Павлом радиограмма о несчастье в семье Сергея становится спусковым механизмом трагедии, в которой вроде бы нет ни правых, ни виноватых. Камерная история человеческих страстей и слабостей, которые в отдаленности от привычного мира особенно выпукло проявляются, впечатлила и зрителей, и критиков.
Хорошо бы держать кого-то за руку: Павел отправляется за дозиметром, чтобы узнать, какую дозу радиации он получил.
Картина Дэнни Бойла «127 часов» выделяется на фоне остальных участников нашего списка тем, что основана на реальных событиях. Можно сколько угодно улыбаться при виде Джеймса Франко, но после осознания того, что трагедия Арона Ралстона – реальность, от вашей улыбки не останется и следа. Рассказ о молодом человеке, попавшем в «капкан» в расщелине, где ему зажало руку, близок к документальному, а снято все так, словно это сам зритель находится в ловушке. Сложно вообразить, какую внутреннюю силу нужно иметь перед лицом неминуемой смерти, чтобы решиться на самостоятельную ампутацию руки для освобождения из каменного плена. Заслуженная номинация Франко на «Оскар» и слова благодарности от нас в адрес Бойла, снимающего фильмы, которые не укладываются в жанровое прокрустово ложе.
Хорошо бы держать кого-то за руку: Первый надрез перочинным ножом на руке.
Режиссер Родриго Кортес снял не просто триллер, «Погребенный» – это испытание не только для героев фильма, но и для зрителей, полтора часа провести в деревянной коробке на пару с Райаном Рейнольдсом – предложение не из премиальных. На самом деле в «Погребенных» Рейнольдс посрамил всех сомневающихся в его таланте. Главному герою Полу Конрою не слишком повезло – он очнулся в гробу, куда его упрятали иракские боевики, снабдив зажигалкой, фонариком, фляжкой, ножом и ручкой. Ах, да! Есть еще мобильный телефон, который даже работает, но вот убедить собеседников на другом конце провода в том, что ты закопан, в затем объяснить где – это непростая задача. 85 минут в тесноте и ужасе по-настоящему дискомфортны, в гроб после просмотра ложиться вам точно потом долго не захочется.
Хорошо бы держать кого-то за руку: По требованию террориста Пол отрезает себе палец.
Умопомрачительная картина Альфонсо Куарона не только задрала до невиданных высот уровень качества космической фантастики, но и стала одним из самых «одиноких» фильмов в истории Голливуда, ведь главная героиня, сыгранная Сандрой Буллок, осталась одна в бескрайнем околоземном пространстве. Бесконечные просторы, отсутствие ориентиров, беспорядочное вращение и вакуум – панику и сведение счетов с жизнью в таких условиях можно понять. Но инстинкт выживания героини Буллок таков, что, используя скафандр и смекалку, эта женщина умудряется не только справиться с насущными проблемами, но и спланировать и осуществить свое возвращение на поверхность родной планеты. Настоящие космонавты хоть и нашли пару неточностей в описании космических станций, волей к победе персонажа прониклись.
Хорошо бы держать кого-то за руку: Возвращение героя Джорджа Клуни.