Тонкое и душевное кино о фальшивящей певице скрывает за парадной мишурой гораздо более интересные сюжетные линии, чем простые насмешки над влюбленной в оперу, но бездарной женщиной
1920-е, предместье Парижа. Страстно влюбленная в оперу аристократка Маргарита Дюмон регулярно собирает в своем замке поклонников пения и страстных исполнителей. Вишенкой на торте изысканного вечера обычно становится пение самой Маргариты, вот только «вишенка» эта подпорчена – у мадам нет ни слуха, ни голоса, а ее исполнение – это надругательство над великими произведениями прошлого. Но никто не спешит открыть аристократке глаза на ее унизительное «творчество», ведь тогда гостеприимный дом закроется навсегда, а слушателей перестанут одаривать ценными знаками внимания от горе-певицы. Но одно дело петь дома, в кругу хоть и посмеивающихся тайком, но близких людей, а другое – выйти со своими талантами на сцену оперы. Именно это задумала Маргарита. Найдется ли кто-то, кто вовремя остановит женщину?
Открывающий титр фильма «Маргарита», отмеченного в прошлом году в Венеции одним из призов, гласит, что сюжет картины основывается на реальных событиях, и это действительно так, хотя Ксавье Джанноли и Марсия Романа ушли от оригинала достаточно далеко. Гораздо интереснее в этом дисклеймере то, что жизнь, как обычно, оказывается изощреннее любой выдумки. История Маргариты очень похожа на постмодернистское переосмысление известной сказки про голого короля, которому никто из подданных не решился сказать, что на коронованной особе нет одежды. Вот только если сказка прямолинейно говорила о трусости и унизительном преклонении перед властью, то «Маргарита» гораздо глубже и многослойнее.
Первые несколько минут картины действительно могут показаться легким комедийным путешествием в мир капризной сумасбродной дамы, «насилующей» своих гостей совершенно невыносимым фальшивым пением. История Маргариты разворачивается по всем правилам комедии – вот героиня становится объектом жестокой шутки журналистов, обманом уговоривших ее выступить в парижском клубе, вот ее выступление внезапно оборачивается успехом, вот шантажом к ней приставлен известный преподаватель песенного мастерства, вот грандиозное выступление, которое должно поставить точку в грандиозном обмане и самообмане.
Но, увлекшись издевательской манерой молодых мошенников, «охмуривших» Маргариту, легко упустить куда более интересную, яркую и трогательную линию сюжета – любовь. «Маргарита» на самом деле фильм о любви. О несчастной любви Марго к своему мужу, старательно исчезающему со всех выступлений супруги. О любви этого мужчины к своей странноватой жене, увлеченной благоглупостью, ставящей его, важного аристократа, в неловкое положение. О влюбленности Маргариты в молодого журналиста, который проявил к ней пусть и поддельный, но интерес. Наконец, о любви к музыке, к пению, к опере. Достаточно посмотреть в глаза великолепной Катрин Фро в сцене, где Маргарита слушает оперного исполнителя из будки суфлера, и становится понятно, где в этом фильме кроется настоящее, подлинное, осязаемое, а где разбросана подделка и бижутерия.
Блистательная Фро – это безусловное украшение картины. Джанноли удалось убедить актрису, уже три года не снимавшуюся, в том, что именно ее ждут зрители в этой уникальной роли, и, полагаем, режиссер ни единой секунды не пожалел о таком приобретении. Фро не только фальшиво поет в кадре, ее роль куда больше и куда искреннее, Маргарита полна чувств, которые ей не удается выразить, и именно ими делится актриса со зрителем. Непосредственность и детская невинность Маргариты ставят перед зрителем непростые вопросы: а может, и не стоит развенчивать некоторые иллюзии? Может быть, вымышленное счастье порой полезнее реальности? Стоят ли слова правды жизни чудесной женщины?
В минусы картины, и при том весьма условные, можно записать лишь утомительный хронометраж, переваливающий через два часа, и несколько не самых удачных второстепенных линий сюжета, вроде помешанного на фотографиях дворецкого и молодой певицы, обязанной Маргарите ярким дебютом. В остальном «Маргарита» – идеальное европейское кино, тонкое, чувственное, дерзкое и местами даже язвительное, но необыкновенно расположенное к своим героям. Не влюбиться в Маргариту невозможно, как невозможно и не запеть после просмотра фильма. Но лучше делать это дома, подальше от посторонних ушей.
С 19 мая в кино.