"Рок-н-рольщик" Гая Ричи -- возможно, лучший его фильм, история, на которой сведенные от улыбки мышцы лица разминает только приступ хохота.
Есть в природе идеальные сочетания, когда элементы усиливают вкус друг друга: текила и лимон, кокаин и стодолларовая банкнота, эшафот и последнее слово. Одно из таких сочетаний – гопник и мистик. Гай Ричи давно уже исследует круговорот удачи и случайности, насилия и добродетели, не снимая при этом треников с лампасами, и всякий раз обнаруживает, что за всем балаганом стоят силы определенно потусторонней природы – что-то вроде греческой трагедии, где угрюмый Фатум сменил коварный Фарт. Однако, высказаться по этому поводу по-настоящему удалось ему только в "Рок-н-рольщике", который стал, возможно, его лучшим фильмом.
Теневой король Лондона Лени решает вопросы – в основном, пробивает через продажных бюрократов сомнительные контракты по строительству. Для разминки, чтобы не терять формы, он подставляет компанию мелких преступников под предводительством парня по имени Раз-Два (Джерард "Это Спарта!" Батлер). Теперь банда должна Ленни денег и это приятно. Тем временем русский олигарх Омович, проживающий в Лондоне, выходит на Ленни – Омович хочет в обход закона получить разрешение на строительство стадиона. Лени просит 7 миллионов за услуги и все прошло бы гладко, когда бы не бухгалтер олигарха, скучающая роковая красавица. Чтобы заработать и поразвлечься, она сливает данные о том, когда повезут деньги своему знакомому, а именно Раз-Два, и тот решает, что это хороший шанс расплатиться с долгом. История продолжает запутываться, но настоящая бомба тикает где-то в грязном лондонском притоне – приемный сын Ленни Джонни, героинщик и рок-звезда, обдумывает вещи столь сумрачные, что содрогнулся бы сам Жан-Поль Сартр. Скоро Джонни начнет действовать, потому что он – рок-н-рольщик.
Распятый за свой отличный «Револьвер» /Revolver/ (2005), Ричи вернулся поумневшим – если ты однажды спел свою "Yesterday", петь тебе ее всю жизнь. От него ждут новых «Карты, деньги и два ствола» /Lock, Stock and Two Smoking Barrels/ (1998) и «Большой Куш» /Snatch./ (2000) и зачем разочаровывать зрителя. "Рок-н-рольщик" вместил в себя все, что ждут от Ричи – психованных гангстеров, обаятельных гангстеров, рассудительных гангстеров, а так же полоумные диалоги, умопомрачительные костюмы, героиновый шик и, прости господи, лондонский стиль. Учитывая перевод Гоблина, "Рок-н-рольщик" это фильм, на котором сведенные от улыбки мышцы лица разминает только приступ хохота.
Дело этим, однако, не ограничилось. Комический абсурд прошлых фильмов, с дурацкими старыми ружьями и собакой, проглотивший бриллиант, утратил условность анекдота – настоящий рок-н-рольщик Гай Ричи сыграл по-взрослому. Кровавый балаган, царящий на экране, приобрел удивительную достоверность, не утратив ни капли абсурда. А за левым плечом этого балагана стоит психованный Джонни – бог из машины, дьявол среди людей, лучшее доказательство того, что хаос и разрушение это творческие силы. Конечно, русские гопники с тесаками, разделывающие беднягу Раз-Два (спокойно, все будет хорошо), элегантный психопат Омович, понятно кого напоминающий, коварный секс-бухгалтер Тэнди Ньютон и выдающийся диалог про однополую любовь – после "Рок-н-рольщика" будет что вспомнить.
Но как сказано в фильме "виски – это новая водка", так и Джонни Квид – это новый Джокер.
Ричи уже пообещал, если дела пойдут хорошо, снять продолжение. Называться оно будет "Настоящий рок-н-рольщик". И ей богу, стоит сходить в кино, чтобы узнать – почему.