Если мишура ромкомов надоела, а новогодние слэшеры засмотрены до дыр, предлагаем обратиться к классике кошмаров — экранизациям романов Стивена Кинга. Король ужасов не большой фанат щепетильных описаний Рождества, но снежная буря — частая гостья в его прозе. Вспоминаем 8 фильмов по произведениям автора, действие которых происходит в лучший сезон. Или худший, как знать.
В тени большого брата «Сияния» Стенли Кубрика потерялся мини-сериал, который стал более точной и буквальной экранизацией романа Кинга. Заслуженно или нет — предлагаем решить вам, но для этого стоит хотя бы дать телепроекту шанс.
«Сияние» Мика Гэрриса — пожалуй, единственная экранизация прозы Короля ужасов, которую по-настоящему можно назвать новогодней. Сошедший с ума папаша Торренс (Стивен Уэбер) бегает с молотом по украшенным гостиным, снег лепит узоры на окнах, а малыш Дэнни (Кортленд Мид) меняет уютные свитера. Духи, как и прежде, патрулируют коридоры «Оверлука», но мини-сериал куда подробнее останавливается на драматическом накале внутри семьи и ужасах алкоголизма. Мистер Торренс старательно посещает собрания клуба АА, изо всех сил любит жену (Ребекка Де Морнэй) и сына, но не в состоянии побороть зависимость. Тех, кому расправа в отеле «Оверлук» знакома лишь по картине Кубрика, ждет неожиданный финал — не пугающий, но болезненный и по-настоящему трогательный.
Несложно найти фанатов Кинга, которые назовут «Бурю столетия» одной из лучших экранизаций произведений писателя, но есть нюанс. Еще в момент создания «Буря» изменила курс и стала не романом, а сценарием: вероятно, именно поэтому истории о февральском снежном шторме так уютно на экране.
Жители острова Литтл-Толл готовятся к урагану: вместе с непогодой на крохотный городок нападет и другая беда в виде нежданного гостя черт знает из каких краев. «Буря столетия» — идеальный герметичный мистический детектив: пока местные таинственно умирают один за другим, оставшиеся соседи выворачивают наружу неблагожелательное нутро. За три эпизода Стивен Кинг и режиссер Крэйг Р. Бэксли успевают сочинить новую легенду о трагической участи колонии Роанок, замести снегом весь остров и поставить маленьких людей перед большой морально-этической дилеммой. Если вы все время откладывали просмотр «Бури столетия», то зимние каникулы — лучшее время, чтобы наверстать упущенное.
В фильме Роба Райнера все сошлось в удивительной гармонии: роковой снегопад, занесенный домик в глуши, муки творчества, едва живой писатель (Джеймс Каан) и безудержная фанатка (бенефис Кэти Бейтс, которая в один момент стала великой). Пол Шелдон отправился любоваться заснеженными пейзажами Колорадо, но попал в аварию по дороге: на счастье, покалеченного мужчину подобрала медсестра Энни, готовая выходить кумира. «Мизери» исполнилось уже 32 года, но лента ничуть не устарела: ни как грамотно выстроенный клаустрофобный триллер, ни как острый комментарий о токсичном фандоме. Годы идут, а влияние поклонников на авторов становится лишь бескомпромисснее и жестче.
Могучий эпос «Противостояние» — зрелище антипраздничное и довольно болезненное: вирус гриппа «капитан Скороход», вырвавшись из стен лаборатории, сносит большую часть населения США (а может, и всего мира). Счастливые обладатели иммунитета пытаются разобраться, как жить дальше в мире после конца и к какому лагерю примкнуть. «Противостояние» — безрадостная сага о борьбе добра и зла с внушительным географическим охватом и душеспасительным рождественским финалом. И пускай круг замыкается в середине ноября, но после всех испытаний в кадре царит настоящее праздничное умиротворение и морозное спокойствие.
«Мертвая зона» — пожалуй, самая меланхоличная экранизация в фильмографии Кинга. Дэвид Кроненберг снял непривычное для себя кино, в котором практически нет телесности и механизмов, но есть ощущение пугающего и неотступного фатума. Учитель Джонни (Кристофер Уоккен) завтра будет счастлив, но сегодня попадает в аварию и оказывается в коме на несколько лет. За время, проведенное на границе жизни и смерти, мир изменился, да и сознание Джонни стало другим: мужчина открыл в себе дар предвидения.
Кроненбергу удалось лаконично уравновесить политическую интонацию Кинга и довольно дискуссионный посыл личной драмой человека без будущего. «Мертвая зона» — кино жутко тоскливое и студеное, но редко где встретишь размышления о героизме в столь уязвимом ключе.
Новогодние огни и рождественские ели в пугающих мирах Кинга отыскать не так-то просто, несмотря на любовь автора к зимнему сезону. «Кристина» охватывает почти целый учебный год старшеклассника, а потому и праздники попали в цикл. Да и без мишуры экранизация Джона Карпентера заслуживает почестей в любое время года. «Кристина» рождается где-то на пересечении истории взросления и критики бесконечного потребления: механический триллер под аккомпанемент школьного вальса.
Выпускник Арни (Кит Гордон), чтобы выглядеть старше и круче, покупает подержанный автомобиль — статус владельца и правда поднимается в глазах смотрящих, а вместе с ним и привязанность к металлической подруге. «Кристина» — кино осязаемое и пластичное: практические эффекты и погнутые капоты и в 2023 году дают фору CGI-упражнениям в ужасном.
Последняя на данный момент адаптация прозы Кинга вышла откровенно не самой удачной, как, впрочем, и повесть-первоисточник. Тем не менее, несмотря на старческое технофобское брюзжание, «Телефон мистера Харригана» — отличное сезонное кино. Переломный момент случается аккурат у наряженной елки: Крейг (Джейден Мартелл) дарит своему великовозрастному покровителю (Дональд Сазерленд) новенький iPhone. Состоятельный бизнесмен в отставке платил мальчику за чтение вслух и воспитательные беседы на досуге, а теперь получил подарок за долгую дружбу. Несмотря на скепсис, пенсионер проникся устройством настолько, что продолжил писать сообщения с того света и после смерти.
В «Телефоне» много допущений и нюансов, но с ролью необязательного фильма, подсвеченного огоньками, лента Джона Ли Хэнкока справляется, к тому же у зрителей появилась редкая возможность увидеть Дональда Сазерленда (Джейден Мартелл в вотчине Кинга уже давно чувствует себя как дома).
Проще найти «Ловца снов» в списке самых паршивых экранизаций прозы Кинга, чем пытаться объяснить, что фильм все же стоит посмотреть. Но, возможно, именно в хмельном мареве зимних праздников лента Лоуренса Кэздана придется к столу. Старые друзья каждый год пусть в баню и не ходят, но собираются вместе на охоту: этой зимой на реюнион заглянут и пришельцы, и военные, и тайны из детства, и прочие потусторонние силы. «Ловец снов» рассыпается на отдельные эпизоды внутри фильма, но обдает морозным воздухом в зимнем лесу: лепить снежную бабу и бороться с вторжением похитителей тел будут Томас Джейн, Джейсон Ли, Морган Фриман и Тимоти Олифант.