...На свете живет очень много странных людей. Чуть ли не половина из них живет в фильмах Муратовой. Она носит их из картины в картину, разглядывает под микроскопом, ползает по хитросплетениям их мудреных душ и судеб и при этом не устает каждую секунду гладить их по головкам...
Украинско-российский "Настройщик" Киры Муратовой поехал на Венецианский кинофестиваль в одну из параллельных программ. Говорят, была возможность попасть и в конкурс, однако сама Муратова не захотела. Это вообще не в ее правилах – куда-то рваться, с кем-то соревноваться, потом на кого-то обижаться…
В советские времена Муратову упрекали в том, что она, мол, не хочет подняться над одной отдельно взятой личностью к глобальным социальным обобщениям. Верно, не хочет – зачем, если нет ничего интереснее, чем человек сам по себе? А обобщениями пусть социологи занимаются."Настройщик" сразу вызывает в памяти "Ночи Кабирии" /Notti di Cabiria, Le/ (1957) Феллини. Только вместо доверчивой проститутки здесь две наивные немолодые дамы, одна – богатая вдовушка Анна Сергеевна (Алла Демидова), другая – ее простоватая подружка медсестра Люба (Нина Русланова). В роли коварного обманщика – настройщик Андрюша (Георгий Делиев), ставший дамам почти сыном и при первой возможности хитроумно их обобравший. Ему, правда, очень не хотелось этого делать, но алчная возлюбленная Лина (Рената Литвинова) обещает бросить его, если деньгами не разживется. Поняв, наконец, что ее жестоко обманули, Анна Сергеевна сокрушается, рыдая: "Это я во всем виновата! Бедный мальчик, я сама толкнула его на преступление, как я могла подвергнуть его такому искушению – сказать номера моих облигаций! Это все равно что положить деньги на обочину и потом обижаться на того, кто их взял". От сознания собственной вины жизнь начинает опять играть всеми красками, и окрыленные дамы едут навстречу новым дружбам и разочарованиям. Чем не Кабирия?
"Настройщик" – фильм совершенно однозначный. Ищи не ищи – не найдешь ни скрытых смыслов, ни аллюзий, ни столпотворения идей. Откровенно говоря, и мыслей-то экстраординарных тоже нет. Кроме одной, простой, как азбука первоклассника, – как в известном стихотворении Поженяна: "Нужно, чтоб каждого кто-то любил/ Толстых, худых, одиноких, недужных/ Всяких, любых – обязательно нужно/ Нужно, чтоб каждого кто-то любил". Но, как давно известно, все умные мысли растасканы еще до нашей эры. Современным художникам остается довольствоваться старыми идеями, облекая их в новые, не виданные доселе и все более и более затейливые формы. И в этом смысле тоже Муратова – режиссер уникальный. Свой собственный, ни на чей больше не похожий художественный язык она принесла в кинематограф очень давно, еще в 60-х. С тех пор говорит на нем из фильма в фильм, не боясь повторов, одних и тех же заходов, умудряясь одними и теми же "словами" преподносить самые разные ситуации.
Впервые не вызывает никаких вопросов Рената Литвинова, чей имидж женщины-вамп очень пригодился для роли стопроцентной негодяйки Лины. А у Георгия Делиева, руководителя группы "Маски-шоу", оказывается, такие грустные глаза, какие бывают, наверное, только у умных клоунов.