Миновало 15 лет со времени исторического V съезда Союза кинематографистов СССР, еще до распада СССР отделившего советский кинематограф от постсоветского. Первый парадокс в том, что сам Союз кинематографистов СССР до сих пор как бы продолжает существовать. А второй парадокс - в том, что во главе этих организаций стоят ближайшие друзья и соавторы -- Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков, которые во исполнение воли своих избирателей обмениваются мощными юридическими ударами...
16-17 ноября в Центральном Доме кино прошел V съезд Союза кинематографистов РФ
Миновало 15 лет со времени исторического V съезда Союза кинематографистов СССР, еще до распада СССР отделившего советский кинематограф от постсоветского. Первый парадокс в том, что сам Союз кинематографистов СССР до сих пор как бы продолжает существовать, поскольку (по утверждениям юристов СК РФ) не был надлежащим образом упразднен или реорганизован. И, судя по всему, предстоит спор за то, кто будет признан его правопреемником - Конфедерация союзов кинематографистов бывших союзных республик или Союз кинематографистов России, продолжающие спор за имущество СК СССР. Второй парадокс - в том, что во главе этих организаций стоят ближайшие друзья и соавторы – Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков, которые во исполнение воли своих избирателей обмениваются мощными юридическими ударами.
Последний на сегодня раунд выиграл СК РФ – московский арбитражный суд признал его право собственности на огромное здание Киноцентра. На съезде Михалков заявил об этом как о решающей победе, будто позабыв, что от одного права собственности проку мало, поскольку здание отдано (предшествующим руководством СК РФ) на 50 лет в пользование акционерному обществу "Киноцентр", членами которого являются союзы кинематографистов 15 республик СССР. Россияне (имеющие в этом обществе около трети акций) считают, что значительная часть доходов АО от них утаивается, и хотят контролировать Киноцентр, однако стратегический план дальнейшей кампании, если таковой существует, держится в тайне от общественности.
На предшествующем, IV съезде Михалков обещал решить проблемы кинематографа и кинематографистов при помощи фондов – государственного внебюджетного фонда развития кинематографии (куда поступала бы часть денег от продажи видеокассет), а также негосударственного пенсионного фонда "Кино", фонда социальной защиты ветеранов и фонда потребления СК. Ни один из этих замыслов реализован не был – первый встретил препятствия в органах власти, а на вторые просто не нашлось денег. На V съезде Никита Сергеевич заговорил было о том, что надо направить на развитие отечественной кинематографии 15% сборов от проката иностранного кино, но министр культуры Михаил Швыдкой тут же подсчитал, сколь незначительным будет эффект от этой меры.
Короче говоря, если кто-то ждал, что Никита Михалков окажется чудотворцем, он ждал напрасно. С другой стороны, не сбылись и опасения, что он будет тираном или приватизирует Союз кинематографистов России вместе с его собственностью. Напротив, он, если не стал демократом, то во многом научился демократии, а его команде удалось навести порядок в изрядно расстроенных делах Союза, остановить процесс потери имущества и даже перейти к возвращению утраченного и восстановлению обветшавшего. В частности, перед самым съездом отремонтировать Белый зал Дома кино, один прежний вид которого мог бы побудить делегатов признать работу правления СК неудовлетворительной.
Что касается переизбрания Михалкова на пост председателя СК России, оно было предрешено и тем, что Никита Сергеевич остается самым влиятельным кинематографистом страны, и отсутствием альтернативы. Выборы, по сути, не состоялись – никто из теоретически возможных претендентов на это кресло не заявил себя в таком качестве, а робкие попытки выдвинуть экс-председателя Госкино Армена Медведева успеха не имели. Хотя не исключено, что с некоторыми (не все) проблемами Союза Медведев мог бы справиться успешнее, чем Михалков – особенно с теми, которые требуют переговоров, предполагающих дипломатичность, выдержанность и терпение. Конечно, со стороны все представляется проще, чем изнутри, но все же кажется, что в какой-то момент добиться увеличения доходов СК России от Киноцентра можно было за счет соглашения с другими крупным акционерами, например, с Украиной и Арменией. Имелся, вероятно, и шанс предотвратить создание двух (!) Академий киноискусства. Одна из них теперь организуется частными лицами (в числе которых хотелось бы отметить Игоря Шабдрасулова и Юлия Гусмана) на частные же деньги. Другая (чья идея поддержана V съездом) учреждается государством и Союзом кинематографистов России. При этом обе будут вручать свои премии. – то ли дублируя друг друга, то ли в пику друг другу, но в любом случае на смех здравомыслящим людям.
Если же окинуть взглядом всю нынешнюю деятельность СК РФ, немедленно обнаружится ее односторонность. СК СССР умел зарабатывать деньги и наживать имущество. СК России всего лишь хочет жить на ренту с накоплений, сделанных его предшественником. Раньше национальный кинематограф кормил государство, а теперь государство содержит национальный кинематограф, и пока ничто не изменило уверенности большинства кинематографистов в том, что так должно быть и впредь. Никаких проектов, кроме идеи подключиться к той или иной трубе, по которой текут (или кажется, что текут) деньги, из недр Союза кинематографистов не выходит. Министерство культуры и вошедшее в него Госкино РФ давно уже являются большими рыночниками, чем СК, в глубине души утративший веру в способность отечественного кино привлечь зрителя в кинотеатры. И это, в общем, понятно – несмотря на меры по искусственному омоложению, Союз стареет – физически и морально, а старикам больше думается о постоянном пенсионе, то есть о социальных и творческих гарантиях, чем о риске, который неотвратимо связан с рыночным=зрительским кинематографом.
Переломить собственные "пенсионные" настроения – вот самая трудная, но и самая важная задача Союза кинематографистов России и его нового правления.