Барри Дженкинс не спасет.
В 2019 году в мировой прокат вышел диснеевский live-action ремейк легендарного «Короля Льва» от Джона Фавро, в котором сделан упор на фотореалистичность и компьютерную графику: животные в фильме выглядели как живые, от виртуальной африканской саванны веяло ощущением дикого юга, не хватало лишь волшебства. Несмотря на достаточно скептическое отношение аудитории, новому «Королю Льву» удалось собрать в мировом прокате более 1,6 млрд долларов при бюджете 260 млн — потенциальному сиквелу и даже триквелу был сразу дан «зеленый свет». В сентябре 2020 года было объявлено о разработке второй части «Короля Льва», которая, по задумке продюсеров, должна объединить новых и старых героев серии. При этом в центре сюжета оказался Муфаса, а сам фильм решили посвятить памяти актера Джеймса Эрла Джонса, который озвучивал короля земель прайда во всех версиях. Режиссером назначили оскароносного Барри Дженкинса, создателя меланхоличных инди-драм «Лунный свет» и «Если Бил-стрит могла бы заговорить».
Для Дженкинса, который большую часть жизни работал в маленьком независимом кино, такой проект, как «Муфаса», выглядел долгожданным выходом из зоны комфорта и возможностью попробовать что-то новое. Но смог ли талантливый режиссер реализовать потенциал в условиях кризиса творческих идей Disney? Кажется, четыре года, ушедшие на разработку приквела «Короля Льва», были потрачены напрасно.
После событий первого фильма Симба и Нала находятся в трепетном ожидании нового малыша. Их первая дочь Киара тем временем остается под опекой Тимона, Пумбы и Рафики, которые решают рассказать ей реальную историю Муфасы — ее покойного дедушки и бывшего короля прайда. Будучи совсем львенком, Муфаса теряет своих родителей во время сильного наводнения — течение уносит его в дикие джунгли. Спастись Муфасе удается волею случая — на берегу его замечает другой королевский львенок, Таку, который вводит его в свой прайд и помогает обрести новую семью. Увы, на первый взгляд крепкая дружба Муфасы и Таку омрачается ревностью со стороны второго. Муфаса вырастает более сильным и мудрым лидером, чем Таку, многие видят именно в нем будущего короля. Ситуация усложняется, когда на их стаю нападает группа белых львов, а Таку вступает с ними в тайный сговор.
Сам Дженкинс описывает «Муфасу» как «околобиблейскую историю с наводнением и предательством», которая «наследует шекспировский лейтмотив оригинала». На деле же сценарист фильма Джефф Натансон, автор ремейка «Короля Льва», идет по протоптанному пути всех голливудских сиквелов, расширяя и лишь слегка преобразовывая сюжет диснеевского мультфильма. Муфаса, как и Симба, становится невольным свидетелем гибели отца, волею судьбы оказывается вдали от дома, обретает новых друзей и врагов, чтобы в конце концов вернуться в лоно родного прайда. Впрочем, песни для «Муфасы» были написаны абсолютно новые — Дженкинс привлек к проекту автора нашумевшего «Гамильтона» Лин-Мануэля Миранду, который хоть и был рад сотрудничать с режиссером, но как будто не от всего сердца. Саундтрек «Муфасы» чуть более чем полностью состоит из ленивых детских рифм — совсем не ощущается масштаба и чувственности Can You Feel The Love Tonight Элтона Джона.
Дженкинс, который, по собственному признанию, был захвачен работой в трехмерном виртуальном пространстве, сделал ставку на крупные планы с очевидной целью сделать своих героев эмоционально ближе к аудитории — увы, человеческая речь и эмоции все так же плохо ложатся на реалистичный CGI. И, несмотря на то что с 2019 года уровень компьютерной анимации существенно возрос, «Муфаса» не добивается «эффекта Паддингтона» и все так же напоминает документалку с канала National Geographic.
Впрочем, Дженкинс, как «человек извне», все же вносит в опостылевшую диснеевскую сказку некоторое ощущение новизны — в этом ему помогает оскаровский номинант, оператор «Лунного света» Джеймс Лэкстон, он то и дело подбирает необычные ракурсы и всячески пытается разнообразить визуальный нарратив. Но можно ли выжать что-то действительно ценное из истории, которая себя изжила? Едва ли, даже если за штурвалом оказывается действительно талантливый постановщик.
Бюджет $200 000 000
Сборы в мире $603 773 045