Преподаватель английской литературы Джон Китинг из «Общества мертвых поэтов» был и остается эталонным примером учителя на большом экране. Мудрый, понимающий и открытый ко всему новому Китинг учил студентов жить в моменте и никогда не забывать о заветной мечте. Впрочем, персонаж Робина Уильямса — далеко не единственный наставник, к советам которого действительно стоит прислушаться. Вспоминаем еще семь удивительных и добрых учителей в современном кинематографе.
Дьюи Флинн
Несмотря на то что Дьюи (Джек Блэк) всегда приходит на занятия с похмелья, активно лжет детям и большую часть времени находится в состоянии внутреннего хаоса, он всецело предан выбранной профессии. В прошлом неудачливый гитарист, в настоящем преподаватель музыки в обычной американской школе, Дьюи делает все возможное, чтобы заразить учеников своей любовью к тяжелому року. Он также играет роль заботливого психолога в ситуациях, когда подростки, которые не вписываются в стандарты общества, испытывают проблемы в поисках точек соприкосновения с окружающим миром. Впрочем, самое лучшее, что есть в Дьюи, — это, конечно, его мастерство в создании по-настоящему заряженной музыкальной атмосферы. Несмотря на свою кажущуюся поверхностность, персонаж Джека Блэка очень старается, чтобы ученикам на его уроках было в первую очередь хорошо.
Кэтрин Энн Уотсон
Вышедшую в начале нулевых драматическую картину «Улыбка Моны Лизы» с Джулией Робертс, Кирстен Данст, Джулией Стайлз и Мэгги Джилленхол можно считать своего рода поздним представителем жанра «чик флик» или даже предтечей новой волны феминизма в большом кино. В фильме Майка Ньюэлла («Гарри Поттер и Кубок огня») Робертс исполнила роль Кэтрин Энн Уотсон, свободолюбивой профессорши искусств, которая пытается продвинуть новаторские идеи группе весьма консервативно воспитанных девушек. Действие «Улыбки Моны Лизы» происходит в колледже Уэлсли в начале 50-х годов. По мере развития событий Уотсон не только подвергает сомнению традиционные устои своих студенток, но и помогает им в поиске своего собственного внутреннего потенциала, становясь не сколько преподавателем, сколько ментором девушек, находящихся на пороге взрослой жизни.
Герман Бун
Спортивную драму «Вспоминая Титанов» сложно назвать очевидным фильмом об учителях. Это основанная на реальных событиях история темнокожего футбольного тренера Германа Буна (Дэнзел Вашингтон), который сталкивается с расовой дискриминацией во время работы в средней школе Александрии в 1971 году. Здесь важно отметить, что в спортивную команду Буна вошли как темнокожие, так и белые игроки. Именно это в конечном итоге становится триггером конфликта между подростками, школой и всем городом, причиной глубокой национальной розни. Однако благодаря уверенному стилю руководства Буна, его гигантскому стремлению превратить группу разрозненных людей в единую, стройную команду бывшим врагам удается найти общий язык друг с другом и объединиться ради общей цели — победы на чемпионате штата Вирджиния.
Гленн Холланд
Первый и единственный фильм в нашем списке, который отражает не только влияние учителя на его учеников, но и тот уровень воздействия, которое оказывают сами дети на своего, казалось бы, взрослого и умудренного опытом наставника. В «Опусе мистера Холланда» Ричард Дрейфус играет Гленна Холланда — школьного учителя музыки, который безуспешно пытается найти баланс между работой и семьей — женой и глухонемым сыном. На протяжении тридцати лет работы в сфере образования Холланд растет и развивается вместе со своими многочисленными студентами, перенимая от них легкость и оптимистичное отношение к будущему, отдавая взамен порцию вдохновения и житейских мудростей.
Дэн Данн
В драме Райана Флека «Полу-Нельсон» Райан Гослинг играет Дэна Данна, учителя средней школы из бедного района города, который страдает от наркозависимости. По ходу дела Дэн сближается с ученицей Дрей (Шарика Эппс), которая случайным образом раскрывает его секрет. На первый взгляд Данн кажется человеком харизматичным и воодушевляющим, коллеги его искренне любят, а ученики всегда с радостью приходят на его занятия. Тем не менее в душа Данна — пристанище тьмы и отчаяния, где бесконечная тоска соседствует с приступами перманентной депрессии и мыслями о самоубийстве. Внезапная и во многом неловкая дружба с Дрей становится для персонажа Гослинга тем самым пузырем безопасности, в котором он впервые за долгое время может быть самим собой — сломленным, грустным и уязвимым. Проще говоря, настоящим. Парадоксально, но именно взаимная честность помогает героям обрести долгожданный душевный покой и надежду на лучшее будущее.
Шон Магуайр
Независимая драма «Умница Уилл Хантинг», за которую Бен Аффлек и Мэтт Дэймон в свое время получили премию «Оскар», рассказывает историю гениального, но проблемного юноши Уилла Хантинга (Дэймон), который рискует погубить свой потенциал из-за серьезных проблем с доверием по отношению к окружающему миру. Все меняется, когда на пути Уилла оказывается профессор психологии Шон Магуайр (еще одна блестящая роль Робина Уильямса). И Уилл, и Шон в прошлом стали жертвами жестокого обращения с детьми, и, несмотря на большие трудности в коммуникации, героям потихоньку удается пробить путь навстречу друг другу. Отношения Магуайра и Уилла сложно назвать стандартными для ученика и учителя, их диалоги в большей степени похожи на беседу равных, эмоционально открытых людей, готовых делиться собственной болью и с пониманием принимать чужую.
Индиана Джонс
Список величайших учителей в истории кинематографа не может быть полным без упоминания оригинального фильма о приключениях авантюриста Индианы Джонса (Харрисон Форд). Впрочем, «В поисках утраченного ковчега» — это, конечно, нечто несоизмеримо большее, чем стандартный фильм об отношениях учителя и студентов. Здесь есть динамичные погони и поиски сокровищ, неожиданные знакомства и не менее внезапные расставания. Альтер эго Индианы Джонса в качестве университетского профессора вынуждает многих зрителей жалеть о том, что на их школьные годы не пришлось такого учителя истории. Естественно, Джонс всенепременно предан любимому делу, но что самое важное — герой Форда прекрасно владеет своим учебным предметом, знание которого пришло к нему не только в теории, но и на личном опыте.