На премьере "9 роты" с начала финальных титров и до последней надписи на экране в зале не смолкали аплодисменты... Я в конце фильма плакала. Вы тоже будете -- уверена. А то в последнее время стало модным, выходя из кинозала и утирая слезы, говорить: "Очень, очень слабая картина!". Не лгите себе -- вам понравилось.
В прокат вышел еще один отечественный блокбастер. В ряд с "Ночным дозором" (2004) и "Турецким гамбитом" (2004) встал качественный, дорогой, а главное, зрительский фильм – "9 рота" (2005). В начале финальных титров картины была строка – "Посвящается отцу". С этого момента и до последней надписи на экране в зале не смолкали аплодисменты…
Символично, что Федор "подгадал" выход своего первого полнометражного детища к 85-летию Великого Бондарчука. И событие-подарок, безусловно, состоялось. Во-первых, как сказано выше, это зрительское кино, т.е. массовое. Его пойдут смотреть все: мальчики, не служившие в армии, а также их подруги. Стройными рядами поведут в кинозалы тех, кто сейчас несет нелегкую свою службу в современной Российской армии. И, конечно, бывшим воинам, всем тем, кто оставил свои жизни (как максимум), здоровье и молодость в горах Афгана и Чечни, картина Бондарчука – памятник, дань уважения, дело чести.
Примечательно, что, по словам режиссера, никто из актеров, сыгравших доблестных солдат в "9 роте", в армии не служил(!). Но сыграли все до одного максимально искренне, даже пронзительно. Из молодых актеров – Чадов, Смольянинов, Кокорин, Крюков, Артем Михалков и др. – выделить невозможно никого. Что говорит, скорее, в пользу режиссера: фильм не о солдатах – о Солдате. Зато среди младшего офицерского состава – прапорщиков – отметила бы обоих: Михаила Пореченкова, великолепно, хоть и по-американски заштампованно, сыгравшего Дыгало, и, собственно, самого Бондарчука в роли Хохла. Изначально его должен был играть какой-то "звездный" актер (его Федор не называет), но на наше зрительское счастье – не сложилось. И вот еще одна замечательная актерская работа дебютанта-режиссера.
В фильме, как это повелось в последнее время в российских мега-мадиа-проектах, даже в эпизодах появляются "нехорьки": Серебряков, Ефремов, Лыков. Небольшую знаковую роль очень характерно сыграл Алексей Кравченко. На фоне всего этого мужского великолепия одна (зато какая!) женская роль – Белоснежка. Ее трогательно и забавно воплотила на экране Ирина Рахманова, заставив задуматься о том, что есть Родина-мать, а есть Родина-девка, шлюха, непорочная и грешная, как библейская Мария-Магдалина.
Можно еще долго описывать достоинства и сильные стороны "9-й роты": к ним относятся и ясность в изложении истории, т.е. сценарий (одна из самых "хромающих" составляющих современных российских фильмов), и "картинка", поражающая специфической "военной" красотой, снятая в горах Крыма и Узбекистана, и малое количество пресловутой компьютерной графики, что есть, безусловно, продюсерско-режиссерский подвиг – один настоящий взрыв самолета стоил 450 тыс. долларов.
Есть у картины и минусы. Их тоже немало. Во-первых, вторичность как самой темы, так и способа повествования. Ведь были уже в современном кино "Блокпост" (1998) и "Война" (2002), "Звезда" (2002), и "Штрафбат" (2004)…
Во-вторых, преобладание "внешнего" над "внутренним", визуального над чувственным (в этом смысле бондарчуково "Они сражались за родину" (1975) – кино-совершенство). Если покопаться, можно найти еще что-нибудь… Вопрос: надо ли? Ответ: не надо. Потому что в картине сына Федора есть главный, высший, на мой взгляд, смысл искусства: честность и искренность.
Я в конце фильма плакала. Вы тоже будете – уверена. А то, знаете, в последнее время стало модным, выходя из кинозала и утирая слезы, говорить: "Очень, очень слабая картина!"
Не лгите себе – вам понравилось.