Из конфликта поколений, океана, рока, наркотиков и серфинга можно было сделать все что угодно, а получился тяжелый похмельный бред и обморок от солнечного удара. Пляж не пошел авторам на пользу
Стареющая и уже практически всеми забытая местечковая звезда глэм-рока Олибой направляется на океанский пляж, чтобы провести лето в компании молодых серферов, поучаствовать в пляжных вечеринках и вспомнить молодость среди таких же развалин, как и он сам. По дороге Олибой подбирает скромную девушку-попутчицу Осеан, бегущую от домашних проблем, преследующих ее всю жизнь. Странная пара вызывает живой интерес и у молодых, и у бывалых завсегдатаев кампуса, а Олибой и Осеан рады этим воспользоваться – мужчина чувствует, что его выступления снова востребованы, а девушка находит ответ на вопрос своего происхождения, ведь 19 лет назад ее мать провела в этом кампусе такое же лето.
Повод для улыбки можно найти в любой, даже самой критической ситуации. Люди, способные поднять настроение поникнувшим, поднять дух потерянным, внушить оптимизм его утратившим, ценятся на вес золота. И хотя чувство юмора у каждого свое, а то, что смешно одному, у другого вызывает лишь оскомину, некоторые вещи работают почти при любых обстоятельствах. При всем том разнообразии юмора, что льется сейчас с экранов кинотеатров и ТВ, кажется, все уже знакомы с шаблонами шуток, представляют, что ожидать от того или иного сюжета, понимают, как работает настроение, но «Осеан» – это пример того, каким тяжело несмешным может быть мир, если его украшают безвкусные люди.
Из «Осеан» можно было сделать массу других фильмов, и ни один не был бы хуже. В завязке намечается забавное дорожное приключение, замешанное на конфликте поколений, в середине фильма вырисовывается привычный для кино сюжет, в котором пляжному бару требуется финансовая помощь и оказать ее могут только местные раздолбаи, не способные обеспечить даже самих себя, к финалу картина разворачивается в сторону обыгрывания классического неожиданного отцовства. Да что там, даже отдельные картины про Олибоя и Осеан могли получиться забавными: он – вышедший в тираж музыкант, наряжающийся в свои сорок с хвостиком в блестки и боа, она – узнавшая только сейчас правду о своей матери девушка, отправившаяся на поиски отца. Из каждого сюжета возможно выжать хоть что-то…
Но авторы «Осеан» предпочитают продемонстрировать зрителю некую аморфную массу, в которой нет ни настроения, ни чувств, ни действия. «Осеан» лишен души, формы и жизни, как выброшенная на океанский берег медуза. Тяжелые, необаятельные герои, которым не хочется сопереживать, рыхлый, притягиваемый за уши конфликт, натужный второй план, не понимающий, во что играет эта странная съемочная группа, – все это придает просмотру настроение тяжелого абсурда, отсутствия мысли и цели. Зритель словно находится на полуторачасовой пляжной вечеринке – вокруг незнакомые люди, занятые собой и своими знакомыми, музыка вроде бы меняется, но остается той же самой, и главными задачами вечера становятся попытки продержаться до конца и найти выход.
Ах да, авторы же позиционируют «Осеан» как комедию, поэтому время от времени в этом абсурде возникают резиновые члены, которые по бару таскает собака, сваливающиеся с главного героя штаны, облеванные очки и глюки, вызванные приемом галлюциногенов. Верхом творящегося идиотизма становится один из третьестепенных персонажей, якобы угнавший со съемочной площадки некоего режиссера по имени Квентин военный автомобиль, форму и бутафорский автомат и прикативший в таком виде на пляж разбираться с бывшей женой. Полный аллес капут!
На какие-то доли секунды героев даже становится жалко. Действительно, Олибой – герой скорее трагический, он – тот самый «цирк уехал, а клоун остался», он обломок целой цивилизации, поколения, сделавшего ставку на быстро меняющуюся моду, но при этом в определенный момент от этой смены отказавшегося. Осеан выброшенной на берег рыбой в панике бьется в новой жизни, в новых для себя обстоятельствах, в реалиях, где она потеряла опору, где полно соблазнов, но за каждым таится жестокий урок. Им очень хотелось бы сопереживать, но когда лебеди, раки и щуки тащат «Осеан» в разные стороны, ничего, кроме бесформенной темной каши, из этого не получается.