Имя главного героя — важная часть любого фильма. Часто оно становится нарицательным для целых франшиз вроде Индианы Джонса, Джеймса Бонда или Гарри Поттера. Но бывают случаи, когда сценаристы намеренно не дают персонажу имя в традиционном понимании. В ход идут клички или условные обозначения вроде «Рассказчик» или «Протагонист». Собрали восемь фильмов, где имя героя остается неизвестным для зрителей.
Знаменитый спагетти-вестерн Серджио Леоне положил начало не только «Долларовой трилогии» режиссера, но и целому поджанру. Свежая итальянская кровь изрядно обновила износившиеся истории о Диком Западе и добавила классическому жанру черты, которые сейчас уже считаются традиционными.
В частности, безымянный главный герой «За пригоршню долларов» (и последовавших за фильмом «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой») в исполнении Клинта Иствуда стал эталонным персонажем картин про бойцов-одиночек. Молчаливый стрелок, преследующий собственные цели, прибывает в отдаленный город и ловко разбирается с проблемами местного населения, часто с помощью пары метко брошенных фраз и куда большего количества пуль. Никто не знает, как зовут внезапно появившегося героя (в фильмах трилогии персонажа Иствуда называют то Джо, то Одноруким, то Блондином), да и сам он за известностью не гонится.
Неоновый триллер Николаса Виндинга Рефна немногословен, как и его безымянный герой. Водитель (Райан Гослинг) виртуозно управляется с рулем, молотком и оборзевшей преступностью. Сердце его словно из стали, но и оно тает после встречи с соседкой по этажу Айрин (Кэри Маллиган).
Во время работы над сюжетом «Драйва» Рефн черпал вдохновение в американской классике семидесятых вроде «Двухполосного шоссе» и «Водителя». Герои этих картин тоже не имели имен, умело управляли автомобилями и не лезли за словом в карман. Водитель Гослинга днем работает в автомастерской и перебивается заработками в качестве каскадера, а по ночам помогает грабителям скрыться с места преступления. Никто не знает его настоящего имени, но тому, кто всем своим видом демонстрирует, что обращаться к нему не стоит никак, имя точно не нужно.
«мама!» — финал (по крайней мере пока) одержимости Даррена Аронофски библейскими отсылками, одновременно зубодробительно прямолинейный и витиеватый фильм-притча, намеренно открытый любым трактовкам.
Два главных героя — Мать (Дженнифер Лоуренс) и Он (Хавьер Бардем) — живут в доме, стоящем в чистом поле. Впрочем, «живут» не самое подходящее слово, ведь персонажи монолитной картины Аронофски скорее существуют в зацикленном круговороте любви, ненависти, насилия и смерти, представляя собой скорее функции, чем настоящих людей. А поскольку «мама!» обладает всеми чертами притчи, то и имена героям придумывать никакого смысла не было, поэтому режиссер с радостью раздал актерам условные обозначения.
Еще одну религиозную притчу, где фигурирует безымянный герой, снял Чжан Имоу в далеком уже 2002 году. В «Герое» элементы исторической драмы и уся умножены на эффект Расёмона и этику конфуцианства, а получившийся коктейль Имоу преподносит зрителям в виде новелл, каждая из которых исполнена в собственном цвете.
Лучший фехтовальщик Поднебесной Безымянный (Джет Ли) прибывает ко двору правителя земли Цинь (Чэнь Даомин) за наградой. Герой убил трех врагов будущего императора и кроме благой вести одаривает тирана красочной историй своего подвига. Но правитель не верит Безымянному и рассказывает иную версию, побуждая персонажа Ли раскрыть наконец истину.
«Довод» стал первым блокбастером, выпущенным в прокат после снятия коронавирусных ограничений, а его главный герой даже не получил собственного имени. Кристофер Нолан до блеска полировал идею фильма на протяжении двадцати лет и выдал одну из своих самых технически сложных картин. Что уж говорить о сюжете, который в двух словах объяснить попросту невозможно.
Главного героя в исполнении Джона Дэвида Вашингтона действительно зовут Протагонист, он бывший оперативник ЦРУ, ставший агентом загадочной организации «Довод», которая пытается остановить русского олигарха Андрея Сатора (Кеннет Брана). Злодей, получающий инструкции из будущего, охотится за неким алгоритмом, что позволит повернуть время вспять для всей планеты. Это повлечет неминуемую смерть всего живого, но зато избавит Землю от экологического кризиса. Возможно, продумывая концепцию инверсии времени, Нолан решил не усложнять сюжет лишними именами и оставил героя Вашингтона просто Протагонистом.
«Страна чудес Вилли» — галлюциногенный сон фаната хорроров после нескольких суток, проведенных за видеоигрой Five Nights at Freddy’s. И настоящий рай для желающих понаблюдать, как Николас Кейдж час с небольшим хмыкает, рычит, играет в пинбол и самыми жестокими способами уничтожает аниматроников, одержимых призраками сатанистов.
Персонаж Кейджа соглашается отработать ночную смену в заброшенном развлекательном центре «Страна чудес Вилли» в обмен на услугу по замене колеса. Уборщик, как героя называют встречные, немногословен, на поверку оказывается смесью Терминатора и Крокодила Данди, и жадные до крови ростовые механические куклы с ужасом осознают, что не его заперли с ними, а наоборот.
Экранизация графического романа Алана Мура «V — значит вендетта» подарила миру один из главных мемов конца нулевых — маску Гая Фокса, также известную как маска Анонима. Именно ее носил безымянный главный герой фильма Джеймса МакТига. Под черным плащом и шляпой скрывался Хьюго Уивинг, но его лица зрители так и не увидели.
Сюжет «V — значит вендетта» разворачивается в альтернативном будущем, где к власти в Англии пришли тоталитарные силы. Девушку по имени Иви Хаммонд (Натали Портман) из рук местной полиции спасает загадочный незнакомец в маске и шляпе. Мужчина представляется как V и оказывается анархистом-революционером, сражающимся с режимом. Постепенно Иви проникается взглядами нового знакомого, а образ V — безымянного человека, которого тираны лишили человечности, — становится символом народной борьбы.
Пожалуй, самого известного безымянного героя можно найти в экранизации романа Чака Паланика «Бойцовский клуб». И пусть Дэвид Финчер слегка отклонился от первоисточника, но все же снял один из символов 90-х, фильм, моментально ставший культовым.
Рассказчик (Эдвард Нортон) — обычный белый воротничок, страдающий в умирающем от собственного достатка обществе потребления. Герой намеренно лишен имени, ведь он представляет собой образ, сложенный из тысяч таких, как он, обывателей, скучающих в обставленных как под копирку квартирах и бредущих в офис с обязательным заходом в корпоративную кофейню. Однажды рассказчик встречает Тайлера Дердена (Брэд Питт), свою полную противоположность. И вместе они создают маленький секретный клуб по интересам — бомбу замедленного действия, грозящую уничтожить все вокруг.