Вложив в «Легенду» 180 миллионов долларов, инвесторы явно надеются на колоссальный успех. Но правы ли они в своих расчетах?
Уроженец Британии, который после смерти родителей был выпестован африканскими человекообразными обезьянами, Тарзан (он же Джон Клейтон, лорд Грейстоук) был придуман американским писателем Эдгаром Райсом Берроузом. Первая книга о приключениях Тарзана вышла в 1914 году, и плодовитый автор успел до своей смерти в 1950 году опубликовать более двадцати историй об обитателе джунглей. Еще несколько книг Берроуза были изданы посмертно.
В 1918 году, всего через четыре года после публикации «Тарзана, приемыша обезьян», в Голливуде сняли близкую к тексту одноименную экранизацию книги, и с тех пор в США и других странах было создано более 200 кино- и телеповествований о Тарзане. Из числа заслуживающих упоминания последнее из них – диснеевский полнометражный мультфильм 1999 года «Тарзан», ставший прокатным хитом, но разочаровавший часть критиков и зрителей.
На этой неделе, спустя 17 лет после диснеевского релиза, в прокат выходит блокбастер студии Warner «Тарзан: Легенда». В отличие от многих аналогичных постановок, фильм режиссера заключительных серий «Гарри Поттера» Дэвида Йейтса рассказывает не о юности Тарзана и его знакомстве с Джейн Портер, а о Тарзане средних лет – после того как он вернулся в Британию, вошел в права наследства и женился на Джейн. В «Легенде» обстоятельства заставляют Тарзана вновь отправиться в африканские джунгли и схлестнуться с реальным, историческим злодеем – бельгийским офицером Леоном Ромом, который в конце XIX века терроризировал чернокожее население Конго. Напомним, что в то время бельгийцы уничтожили несколько миллионов негров, нещадно эксплуатируя ресурсы Черного континента. Они были столь безжалостны, что это породило международный скандал, хотя тогда белые европейцы и американцы были не слишком расположены переживать за судьбу жителей Африки.
Голливуд часто критикуют за то, что крупные студии делают ставку на сиквелы, ремейки и экранизации, вместо того чтобы поддерживать оригинальные идеи. Но трудно винить большой бизнес за то, что он «надежно» инвестирует деньги в фильмы, которые многие хотят увидеть. Кто, положа руку на сердце, скажет, что было бы лучше, если бы студия Walt Disney забыла о покупке студии Marvel и начала оплачивать не фильмы о знаменитых супергероях, а свежепридуманные истории о никому не известных персонажах? Это было бы и непрактично, и нелогично.
Куда труднее понять и оправдать высокобюджетные проекты, которые не могут похвастаться ни интригующей оригинальностью, ни ясной коммерческой подоплекой. И, кажется, «Тарзан: Легенда» – именно такое кино.
Заметьте, что речь здесь идет не о том, снял ли Йейтс хороший или плохой фильм. Это отдельный вопрос и тема для отдельной публикации. Главная проблема нового «Тарзана» – в его привлекательности для зрителей, в его способности завлекать публику до начала публикации профессиональных и любительских отзывов. Ведь в наши дни, надо признать, рекламные кампании куда важнее для коммерческого успеха блокбастера, чем мнение критиков.
Если спросить создателей ленты, кто играет на их стороне, то они наверняка скажут, что в первую очередь это узнаваемость бренда. Действительно, Тарзана знают все в тех странах, где он был популярен, и многие в тех странах, которые лишь краешком задела «тарзаномания». Но достаточно очевидно, что Тарзан – это устаревший бренд из тех времен, когда Африка представлялась волнующим экзотическим краем. Сейчас же, после всех документальных фильмов и новостных передач об Африке, она вызывает либо скуку, либо депрессию. Это определенно не то место, которое хочется снова и снова видеть в кадре. Особенно в кино, которое не романтизирует Черный континент, а затрагивает его реальные и печальные проблемы. Разумеется, у таких лент есть свой зритель, но его численности для успеха «Легенды» не хватит.
Сколько новый «Тарзан» должен заработать? Чрезвычайно много. Фильм с бюджетом в 180 миллионов долларов должен собрать в мировом прокате 500 миллионов долларов, чтобы его инвесторы не потеряли деньги. Прибыль пойдет лишь после пересечения этого рубежа. По-хорошему, «Легенде» нужно собрать миллионов 800, чтобы проект был сочтен успешным. Такие заработки ленте может обеспечить лишь максимально широкий охват аудитории.
Какую же аудиторию охватывает новый «Тарзан»? Ярых поклонников цикла? Не похоже, что их много. Это вам не «Звездные войны» и даже не «Стартрек». Если бы Голливуд бомбардировали вопросами вроде «Когда же вы снимите новое кино о Тарзане?», то вряд ли бы перечень значимых постановок на эту тему, созданных в последние десятилетия, был бы столь скуден. В середине 1980-х был фильм «Грейстоук: Легенда о Тарзане, повелителе обезьян» с Кристофером Ламбертом, в конце 1990-х – упомянутый выше диснеевский мультфильм… А все остальное – чушь на постном масле. Вроде сериала «Тарзан» 2003 года, который продержался всего 9 эпизодов. Кстати, Тарзана там играл Трэвис Фиммел, герой недавнего «Варкрафта».
Последний пример весьма показателен. Раз за разом голливудцы пытаются нажиться на наследии Берроуза, и раз за разом обнаруживают, что Тарзан – переоцененный бренд, у которого давно уже нет толп поклонников.
Может быть, новый «Тарзан» предлагает ту же ностальгическую схему, которая позволила отлично заработать недавней «Книге джунглей»? Мол, родители могут привести детей на ремейк мультфильма, который они, родители, обожали в детстве? Нет, «Легенда» не основана на какой-то конкретной особенно популярной постановке, и это не очень-то семейное кино. Исполнителю главной роли Александру Скарсгарду почти 40 лет, его герой тоже давно не юноша, а в трейлерах нет ни шуток, ни веселых приключений, ни тем более песен.
Судя по всему, «Тарзан: Легенда» был одобрен по той же причине, по какой был одобрен «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Смурные фильмы Кристофера Нолана о Бэтмене нарубили для Warner немало капусты – значит, надо продолжать в том же взрослом духе! Но мы уже знаем, что это была дурная идея в случае «Бэтмена против Супермена», а новый «Тарзан» не обещает зрителям искупающее многие проблемы ленты противостояние двух самых знаменитых супергероев. Так что в нем недостатки смурного кино будут куда очевиднее, чем в картине Зака Снайдера. Кроме того, в Бэтмене, при всей его комиксности, можно найти изрядную толику взрослости, а вот Тарзан всегда был сугубо подростковым героем, и затея «заточить» его под взрослую публику представляется изначально провальной.
Привлекает ли фильм звездными именами? Не особенно. Александр Скарсгард преимущественно известен по сериалу «Настоящая кровь», играющая Джейн австралийка Марго Робби пока только начинает звездную карьеру, а у Сэмюэла Л. Джексона в картине второстепенная роль (он сыграл реального американского военного и историка Джорджа Уильямса, который в конце XIX века побывал в Конго и откровенно описал весь ужас, который там увидел). Пожалуй, самая значимая звезда в титрах – это лауреат «Оскара» Кристоф Вальц в роли Леона Рома, но в последние годы немец не раз нас разочаровал в злодейских ролях. И не факт, что он идеально подходит для такой роли в фильме, где главный герой особенно силен в кулачном бою. В «Легенде» был бы актуальнее злодей с пудовыми кулаками.
Кстати сказать, экшен в фильме будет в значительной мере явно компьютерный, поскольку настоящие гориллы в картине не снимались. Так что это тоже минус – на взгляд тех, кто предпочитает мощные реалистичные бои.
В итоге выходит, что, помимо ярых поклонников Тарзана, фильм снят для любительниц полуобнаженных мужчин с мускулистым торсом. Этого добра в «Легенде» будет немало, и Скарсгард выглядит достаточно эффектно. Но если «Легенда» – женское кино, то почему там столько мужского насилия? И почему Джейн там, судя по трейлерам, оказывается беспомощной «девой в беде», хотя в интервью создатели фильма настаивают, что Джейн ни в коем случае не беспомощна? Кто-то в этом вопросе лжет, и это в любом случае картину не красит.
В общем, с какой стороны ни посмотри, трудно поверить, что «Тарзан: Легенда» выбьется в миллиардеры или в почти миллиардеры. Конечно, видели мы и не такие неожиданности. Но если картина Йейтса станет суперхитом, ее успех не будет запрограммирован. Наоборот – пока что лента движется в сторону такого же провала, как прошлогодний «Пэн: Путешествие в Нетландию». И это не только наше мнение, но и голливудских компаний, профессионально оценивающих шансы новых лент. Интересно, на что Warner рассчитывает?