21 июля в мировой прокат одновременно выходят «Барби» и «Оппенгеймер», но вы наверняка и сами прекрасно об этом знаете. Если хотя бы пару раз заходили в Интернет в последние полгода, вам наверняка попадались бесконечные мемы и фанатские арты о противостоянии — либо симбиозе — этих двух совершенно непохожих картин. Так называемый «Барбенгеймер» стал онлайн-сенсацией задолго до релиза и даже первых трейлеров лент. Началось все с безобидных шуток о том, как забавно было бы в один день подряд увидеть яркую романтическую комедию о кукле и мрачный байопик о создателе ядерной бомбы. А закончилось креативными любительскими постерами, кастомными футболками и прочими продуктами деятельности талантливых синефилов с, видимо, массой свободного времени.
Феномен «Барбенгеймера» интересен не только с артистической стороны, впрочем, но и с маркетинговой. По сути, обоим фильмам своеобразную рекламную кампанию устроили люди, которым за это никто и не думал платить. Причем кампанию таких масштабов, что позавидовали бы многие профессиональные агентства. Это не первый раз, конечно же, когда определенные фильмы становятся мемами в Интернете и обретают ироничную — или полуироничную — славу, совершенно не зависящую от качества самих картин. Скажем, Всемирная сеть все еще помнит толпы парней в костюмах, с суровыми лицами ходивших на вторых «Миньонов». Или кучу шуток о «Морбиусе» как о лучшем фильме в мире, собравшем в прокате «морбиллион» долларов. Во втором случае компания Sony даже попыталась эксплуатировать интернет-популярность картины и пустила ее в короткий повторный прокат — только чтобы выяснить, что никто из шутивших не собирался на самом деле смотреть их провальный блокбастер. И заодно доказать давнюю истину: онлайн-тренды склонны умирать ровно в тот момент, когда к ним подключаются корпорации. Хаотично-анархичная суть Интернета не принимает вовлечения больших игроков.
В этом смысле выпускающие «Барби» и «Оппенгеймера» Warner Bros. и Universal поступают намного хитрее. Они откровенно не апроприируют мем, но осторожно с ним заигрывают: например, просят актеров и актрис сфотографироваться с билетами на картину-конкурента. Впрочем, мы все еще не знаем, сыграет ли в этот раз онлайн-популярность на руку сборам фильмов — увидим только в первый уик-энд проката. Но пока что аналитики считают, что вполне может: причем, как ни странно, в большей степени «Барбенгеймер» способен помочь кассе драмы Нолана. Фильма, мягко говоря, трудного для рекламирования — частично черно-белой хмурой драмы о не самой известной исторической личности, сыгранной узнаваемым, но едва ли звездным актером. А учитывая, что из-за забастовки актеров те не могут больше участвовать в промо своих лент, деятельность онлайн-фанатов остается чуть ли не единственным массовым способом продвигать оба фильма.
В случае успеха импровизированной маркетинговой кампании «Барбенгеймера» зрители в каком-то смысле еще и восстановят справедливость. Существуют весьма правдоподобные слухи, что Warner Bros. специально поставили премьеру «Барби» в один день с новой картиной Нолана — чтобы насолить режиссеру, ушедшему из-под крыла студии после того, как та выпустила «Довод» посреди пандемии. Сам постановщик сдержанно выражал недовольство таким соседством, и его можно понять. Кому угодно было бы трудно тягаться с глобальным брендом вроде «Барби», не говоря уж о его совершенно некоммерческой по нынешним меркам ленте. «Оппенгеймер» и на уровне исполнения, и даже в плане маркетинговой кампании выглядит приветом из прошлого. Масштабный дорогой не-блокбастер, снятый на 70-мм пленку и рекламируемый в основном скромными фото каста и кадрами с непременно напряженным лицом Киллиана Мерфи, смотрящего куда-то в пустоту. Неплохой контраст с ярким маркетингом «Барби», который по уровню вездесущести и, что уж там, навязчивости может посоперничать разве что с первым «Дэдпулом».
Тем интереснее, как «Барбенгеймер», по сути, уравнял две картины. Рекламная кампания «Барби» превратилась в кампанию и «Оппенгеймера» тоже — и наоборот. В сознании кинолюбителей, по крайней мере части их, два фильма настолько сплелись воедино, что больше просто не существуют по отдельности. Разделить их сможет только собственно просмотр картин: но не факт, что синефилы не найдут новые способы связать ленты. Можно сказать, что феномен «Барбенгеймера» потрясающе капсулирует саму суть интернет-культуры. Во-первых, ей совершенно плевать на хотелки больших корпораций — при всем желании они еще не смогли научиться полностью управлять онлайн-трендами. Во-вторых, интернет-культура невероятно эклектична: в ней жуткое не существует без прекрасного, а печальное — без смешного. Это мир «Всего, везде и сразу», как отлично подметили в названии своей оскароносной картины Daniels (картины, метафорически и об Интернете в том числе) и как пел в своей песне Welcome to the Internet комик Бо Бернем. Вот тебе рецепты для пасты, вот рисунки карандашом, вот кому-то отрубили голову, а вот схема создания бомбы. Вот тебе комедия о Барби, а вот трагедия человека, сделавшего самое смертоносное оружие в мире. A little bit of everything, all of the time.