Экранизация романа Михаила Елизарова о важности чтения и необходимости собирать личную библиотеку.
Юбилейный, пятый фестиваль сериалов «Пилот» открылся огнем и металлом — фэнтезийным сериалом «Библиотекарь» по одноименному роману Михаила Елизарова. По сюжету советский писатель Дмитрий Громов издал семь книг, каждая из которых несет в себе магические элементы Ярости, Памяти, Терпения, Власти, Радости, Смысла и Силы. Фанаты произведений, знающие об истинном предназначении уникальной литературы, сбиваются в «библиотеки». Главная задача таких «читален» — оберегать уже имеющиеся экземпляры книг и во что бы то ни стало добыть другие.
Алексей Вязинцев (Никита Ефремов) — актер-неудачник, который играет Капельку на детских праздниках за полставки и мечтает попасть в Голливуд. С мамой они живут в хиленькой квартирке и ненавидят отца семейства, по совместительству магического Библиотекаря-хранителя (Андрей Мерзликин). Посреди съемок очень важного проекта Леша получает сообщение: папа умер. С трагического момента начинается чертовщина, смысл которой прячется между строк.
«Да это же графомания», — трясет книжкой того самого Громова будущий Библиотекарь, пока то ли сектанты, то ли ярые фанаты пытаются объяснить силу литературы. Разделить негодование Вязинцева легко: стремительное развитие сюжета наглядно демонстрирует тенденцию к фрагментации. Есть подозрение, что создатели сериала сами слегка запутались: сначала мать главного героя неловко спрашивает, могут ли они в качестве моральной компенсации хотя бы взять денег у бывшего мужа-выпивохи, а через пять минут строго-настрого запрещает сыну принимать квартиру в наследство, чтобы не «подбирать объедки».
Несмотря на пару логических провалов, первая серия смотрится на одном дыхании — как минимум потому, что у жанра фэнтези есть отработанная схема, цепляющая зрителя новым крючком через каждые пять минут. Но идти по известной, проторенной дороге уже неинтересно. Да и шутки на уровне сериала выходного дня с трудом вписываются в фэнтези, где персонаж Ефремова голыми руками уничтожает все отделение милиции.
«Библиотекарь» — едкая сказка, где антагонисты представляются риелторами, а все проблемы начинаются из-за жилищного вопроса. И все же не знакомый с первоисточником зритель теряется с первых секунд: кровавая сцена баталии отряда мужиков в доспехах с бабулечками в косынках оставляет осадок, а темп повествования уже пытается перескочить на шутку. Как это иногда бывает, актерская игра вытаскивает из рукава недостающую неожиданность: Никита Ефремов еще не вышел из роли «Хорошего человека», но в этом амплуа недурно смотрится в крови.
Пока что «Библиотекарь» — дорогой, амбициозный, громкий, но плоский проект, чьи заклинания в сторону аудитории предугадываются на интуитивном уровне. Возможно, время, когда фэнтезийная история о герое, обрастающем доспехами физическими и моральными, прошло — или наступит позже. Зато на фоне повышения цен на печатную литературу сериал расценивается как притча: книги нынче и правда на вес золота.
Смотрите сериал «Библиотекарь» с 29 июня на сервисах more.tv и Wink.