Неторопливая осовремененная экранизация шпионского детектива Бориса Акунина.
Петроград, альтернативный 2023 год. Ни Февральской, ни Октябрьской революций не было, в стране сохранилась монархия, Российская империя тоже жива. 21-летний Эраст Петрович Фандорин (Владислав Тирон) пока ходит в сыскном управлении полиции в молодых и подающих надежды. По большому счёту юный следователь занимается бумажной работой, пока не берётся за загадочное дело о самоубийстве. Молодой миллионер стреляет себе в висок в Летнем саду на глазах у десятков свидетелей и робота-городового. Фандорин несколько раз пересматривает видеозапись события и понимает, что было совершено убийство. Улики выводят Эраста Петровича на опасную организацию «Азазель».
«Азазель» — первый из опубликованных на данный момент 17 романов Бориса Акунина о приключениях Эраста Фандорина. Только в вышедшей в 1998 году книге события развиваются в Москве и в 1876-м. До сегодняшнего дня всего на экраны выходило три экранизации произведений Акунина: мини-сериал Александра Адабашьяна «Азазель», фильмы «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева и «Статский советник» Филиппа Янковского. И российский зритель познакомился сразу с тремя Фандориными, которых играли Илья Носков, Егор Бероев и Олег Меньшиков. Это были образы на разных этапах жизненного пути одного персонажа.
«Фандорин. Азазель» никак не опирается на предыдущие экранизации книг Акунина, а предлагает начать отсчёт сначала. Эраст Петрович снова юн, неопытен, хорошо воспитан, несколько конфузится в общении с противоположным полом, учится азам сыскного дела. Владислав Тирон предстаёт классическим Фандориным и внешне — голубоглазым брюнетом с хорошими манерами.
Зато сеттинг изменён радикально. Сериал развивается в странном миксе из прошлого и будущего. Страной управляет император Николай III (Максим Матвеев), все настоящие политические решения принимает премьер-министр Дмитрий Орлов (Евгений Стычкин). Чиновники и монарх ходят в костюмах конца XIX века, но молодые люди общаются в соцсетях, Фандорин разъезжает на мопеде, органы правопорядка пытаются внедрить в работу современные технологии — например, систему для предотвращения преступлений «Мёбиус». Это какое-то счастливое стабильное время без нескончаемого потока потрясений XX века. Возможно, авторы сериала считают, что в подобной формации Россия и граждане страны были бы счастливее всего. Но сегодня длиннющие церемониалы в стенах Екатерининского дворца в Пушкине или же перед фонтанами в Петергофе вызывают недоумение. Неужели даже в фантазиях сценаристов Россия всегда остаётся империей? Почему будущее и прошлое должны быть переплетены в странный клубок?
Однако «Фандорин. Азазель» призван развлекать и не давать заскучать. Сценарий проекта написали Сергей Попов («Угрюм-река»), Никита Попов («Шестнадцать +») и Дмитрий Иванов («Метод»). Режиссёром выступил Нурбек Эген, который уже обращался к историческому детективу в альтернативной реальности в сериале «Шерлок в России». Броские остросюжетные истории — специализация постановщика. Эген за пару лет снял четвёртый сезон «Мажора», а также сериалы «Переговорщик» и «Самка богомола». В декорациях исторического центра Петербурга также развивается «Алиби» с Евгением Стычкиным.
Хотя «Фандорин. Азазель» в первую очередь должен впечатлять Российской империей в будущем, к ятям в конце слов на экране гаджетов и нарисованным небоскрёбам в центре Петербурга быстро привыкаешь. Это маленькие отвлекающие от основного действия бонусы. Довольно изобретательно смотрится капсульный отель, в котором живёт Эраст Петрович. Подобные жилища рисуют киберпанк-фильмы. Идиллию разрушают маленькие, брошенные почти что случайно детали. Когда в Петербург из Москвы приезжает начальник тайной полиции Бриллинг (Сергей Горошко), Фандорин несколько меняет сферу деятельности. Новый шеф говорит: «Век соцсетей — век тотального контроля». Практика показывает, что под видом безопасности можно провести не одно злодеяние. Наверняка Эрасту Петровичу ещё предстоят договоры с совестью.
В первых эпизодах намечается любовный интерес Фандорина — юная скучающая богатая наследница Елизавета фон Эверт-Колокольцева (Мила Ершова). За взаимной симпатией наверняка последует роман. Вообще многие сюжетные линии сериала, в том числе и дело о загадочном самоубийстве, развиваются слишком медленно. Важные события двух первых эпизодов легко можно пересчитать по пальцам одной руки.
Всего в «Фандорине. Азазель» шесть эпизодов. Тянуться серии будут долго. Увы, сериалу катастрофически не хватает харизматичных героев. Второстепенные персонажи, нарисованные парой мазков — картёжник и кутила Ипполит Зуров (Артём Быстров), роковая женщина Амалия (Милена Радулович) и художник-акционист Виктор Ульянов (Евгений Серзин), — появляются и быстро исчезают, оставляя одни только вопросы.
Может быть, будут экранизированы и другие 16 романов Акунина, и зрителей ждёт большая франшиза. Но пока перенос событий в альтернативный 2023 год с многочисленными приметами прошлого никак не назвать переосмыслением литературного первоисточника. А напряжение детективного сюжета книги куда-то исчезло.