Монотонно-медитативная австралийская лента о женщине, которая прошла 2700 км по пустыням самого маленького континента
В середине 1970-х молодая австралийка Робин Дэвидсон (Миа Васиковска) решает в одиночку пересечь пустыни родного континента и пешком пройти от городка Элис-Спрингс в центре Австралии до западного побережья страны. Чтобы совершить путешествие длиной в 2700 км, она обучается обращению с верблюдами, обзаводится четырьмя «кораблями пустыни» и подписывает контракт с журналом National Geographic, где она соглашается, чтобы ее в обитаемых точках пути снимал фотограф Рик Смолан (Адам Драйвер).
В 1978 году, после девятимесячного путешествия по пустыне и публикации статьи в National Geographic, 28-летняя Робин Дэвидсон стала национальной героиней Австралии. Женщин привлекали ее независимость и уверенность в себе, мужчин – полугламурные фотографии стройной блондинки на фоне пустыни и верблюдов. Когда два года спустя Дэвидсон издала книгу о своем приключении, «Тропы» стали международным англоязычным бестселлером.
Поскольку Австралия не избалована местными героическими историями, рано или поздно путешествие Дэвидсон должно было быть перенесено на экран, и остается только удивляться, почему зрителям пришлось почти 35 лет ждать экранизации «Троп». К сожалению, время эту историю не пощадило. Приключение, которое в 1970-х воспринималось как мощное, вдохновляющее феминистское заявление, оставившее далеко в пыли всяческие пикетирования и сжигания лифчиков, в наши дни смотрится как едва интересное личное самоиспытание. Ну, прошла девушка 2700 км по пустыне. И что тут такого? Мало ли на что способны люди, если они долго готовятся и продумывают каждую деталь… К тому же по пути Робин регулярно встречались люди и источники воды, и пустыни Австралии не такие же безжизненные, как Сахара. То ли дело австралийский фильм 1971 года «Обход», где в пустыне пришлось выживать девочке-подростку и ее маленькому брату (их отец вывез детей на пикник, сошел с ума и застрелился)! Вот где драма, вот где сюжетная интрига, вот где испытание с внутренним перерождением! На фоне ленты Николаса Роуга «Тропы» кажутся скучным набором отпускных фотографий: «Вот я рядом с верблюдом, вот я на верблюде, вот я с собакой брожу по пустыне и ищу сбежавшего верблюда. А вот забавный дедушка-абориген в смешной шапочке, который помог мне пройти по земле, испещренной священными для коренных австралийцев местами».
Кстати, о фотографиях. Западные критики подобрали немало лестных эпитетов для восхищения тем, как в «Тропах» снята пустыня, но нас она как-то не впечатлила. Пустыня и пустыня, монотонная и приедающаяся уже через пять минут. По крайней мере, в песчаных пустынях есть барханы, создающие интересную игру света и тени. Австралийская же пустыня – это в основном поросшие мелкой колючкой красно-коричневые равнины. Трудно придумать менее эффектный природный пейзаж.
Осознавая, что пустыней единой сыт не будешь, режиссер Джон Керран заставляет героиню чуть ли не на каждом шагу натыкаться на людей, и это смазывает основную идею путешествия Робин – сольного приключения с минимальным участием чужаков. В самом начале картины девушка заявляет, что хочет надолго остаться одна, но фильм ей в этом отказывает, не выжимая, однако, никакого драматизма из встреч Робин с путешественниками по пустыне и с ее коренными обитателями. Все они, как один, либо помогают девушке, либо ей не мешают. Что, возможно, правдиво, но не слишком правдоподобно и совершенно не интересно. За вычетом тех немногочисленных сцен, где старый араб обучает Робин обращаться с верблюдами и где старый абориген объясняет ей традиции своего народа.
Мало что дают картине и появления в кадре Адама Драйвера из сериала «Девчонки». Хотя между Робин и Риком завязывается что-то вроде романа, эта линия прописана самым тонким пунктиром, какой Керран только смог нарисовать.
В итоге лента оказывается водружена на плечи Миа Васиковска из «Алисы в Стране чудес», которая, бесспорно, талантлива и харизматична, но все же не настолько, чтобы идти в кино и смотреть, как она обгорает на солнце и переживает из-за верблюдов и своей собаки. Жаль, что «Тропы» не были экранизированы в начале 1990-х, когда на главную роль претендовала молодая Джулия Робертс. Этому фильму явно нужна была актриса, которая ярко смотрится, даже когда читает вслух телефонную книгу.