Нарядная экранизация романа Нэнси Митфорд без привкуса нафталина.
Вся жизнь впереди: шёпоты, визг и девичий хохот доносятся из чулана — юные кузины Фэнни (Эмили Бичем) и Линда (Лили Джеймс) строят воздушные замки посреди выстиранного белья. Будут сбывшиеся мечты, путешествия и та самая любовь, о которой слагают поэмы и пишут романы. Последнее, кстати, отчасти и правда стало явью — книга «В поисках любви», ставшая основой сценария мини-сериала BBC, полуавтобиографична для британской писательницы и журналистки Нэнси Митфорд. Дочка 2-го барона Ридесдэйла и постоянная героиня светской хроники XX века в кузинах Фэнни и Линде и их окружении спрятала своеобразный портрет своей семьи и эпохи между двумя войнами.
Роман, любимый многими современными писательницами, не так знаком нашей аудитории (признаться, и мы его не читали): сериал и выборочные факты биографии Митфорд невольно вызывают ассоциации с «Маленькими женщинами» Луизы Мэй Олкотт (и их экранизациями, допустим, одноимённым фильмом Греты Гервиг). Оба заканчиваются публикацией книги за авторством главной героини со страницами, выстраданными жизнью, вооружаются современной фем-оптикой при взгляде на классическую литературу и посвящены любви. Правда, есть один нюанс, который зрители раскрывают вместе с кузинами — речь идёт не о романтическом чувстве, встрече с тем самым мужчиной или удачном замужестве, а о силе сестринства и женской дружбы, которая порой оказывается прочнее прочей близости.
Дебютантка в режиссуре актриса Эмили Мортимер («Дорогой Фрэнки», «Хранитель времени») играет с оптикой и восприятием традиционного текста дважды. Тридцатые годы прошлого века оживают на экране сегодняшними привычками и манерами, приправленными вычурными акцентами и стилистической акробатикой, близкой к сценической подаче (у Гёрвиг в «Маленьких женщинах» были схожие эпизоды, где отправитель читал письма адресату вслух, глядя в камеру). Есть риск попасться в капкан ложных ожиданий, расставленный маркетологами: кажется, главной сценой продвижения сериала стало представление лорда Мерлина (как всегда, неприлично обаятельный Эндрю Скотт) — эксцентричные танцы и млеющая, глядя на него, Линда. Но Мортимер эти па и грациозные визуальные фуэте нужны скорее для облегчения интонации и мыльной пены жанра — в противном случае история кузин едва ли может показаться даже отчасти безоблачной и радостной и рискует забуксовать на дне драмы.
Ещё одно рискованное решение, которое, впрочем, работает на пользу «В поисках любви», — это отказ от протагонистки. Формально голос истории — Фэнни, кроткая, смирная, сама себя она называет занудой. Пусть её мечты не отличаются от грёз кузины, но она прекрасно отдаёт себе отчет в том, что является героиней второго плана и фантазиям место в только в голове. Линда же — пульс, мотор и истерика нарратива: буйство гормонов, любовь с первого взгляда и до гроба (конечно, нет), наряды и море слёз. Но и она остаётся как будто по ту сторону восприятия для зрителя — за её биографией мы следим через призму Фэнни.
Полярные героини, наделённые бесконечной витальной силой, бьются об ожидаемые штампы, но не сценария, а общественного устройства. Всю жизнь пытаясь найти себе место, они обе подгоняют себя под стереотипные рамки: будь или умницей-занудой, или легкомысленной «поскакуньей» — третьего не дано. В общем-то, одну из простых истин феминизма о личном выборе каждой Эмили Мортимер проговаривает с одновременно радостной и печальной улыбкой на лице и делает это буквально на экране. В нескольких сценах актриса-режиссёрка появляется в роли матери Фэнни (той, что не смогла прочувствовать на себе все радости материнства), чтобы повидать дочь и выдать в финале аккуратный постскриптум. При этом Мортимер не нужны ни программные монологи о неравенстве, ни назидательное поучения о вреде патриархата (юмор — лучшее оружие: отец-консерватор представлен на экране шутом и самодуром), ни прочие упрощенные способы трансляции актуальной повестки. Сценаристка и постановщица просто-напросто влюблена в своих неидеальных, но красивых и живых в этом несовершенстве героинь.
«В поисках любви» довольно легко пропустить: вероятно, это не тот мини-сериал, которому уготована участь бескомпромиссного хита. Тем не менее это и точно артикулированный и ладно снятый дебют, и вполне удачная экранизация (если верить тем, кто книгу читал), и органичные и бесконечно очаровательные актёрские работы Лили Джеймс и Эмили Бичем, которым эпоха всегда к лицу. К тому же новый проект BBC — ещё и редкий образец нежнейшей в своей подаче и чувственности женской дружбы: от ласковой тактильности до поросячьего хохота, от чулана с бельём до лагеря коммунистов — в богатстве и бедности, в болезни и радости, пока смерть не разлучит их.