Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Статьи о кино

Один в один

Обзор иностранной прессы по фильмам «Двойник» и «Враг»

Добавить в закладки

Все мы сто раз слышали байку: мол, у каждого человека в мире найдется двойник, точная копия – до каждой реснички, до морщинки, ну просто один в один. Поверить в это, конечно, невозможно… Мы же все – образованные люди и знаем, что есть такая наука как генетика. И именно от этого знания эффект от встречи с человеком, сделанным на ксероксе, будет невероятно мощным. Как только шок спадет, последующая реакция может быть разной: любопытство, страх, сомнение, агония…

Итак, двойника вы все-таки встретили. Внешне он полностью идентичен, даже одевается так же, хотя видите вы его, если можно так сказать, впервые. Зато внутри это полный антипод. Какой тогда будет ваша реакция?

Белый воротничок Саймон поначалу был шокирован, но все же заинтригован. Он пытал вопросами свою копию, расспрашивал коллег, не замечают ли они ничего необычного, и сам с прищуром вглядывался в свое лицо на чужом человеке.

Кадр из фильма «Двойник»

Саймона – забитого и робкого неудачника – играет Джесси Айзенберг, его раскованного двойника – он же. Конечно же, нельзя без девушки мечты, образ которой доверили полячке Мии Васиковске. За постановку взялся колоритный персонаж IT Crowd Ричард Айоади, он же писал сценарий. Помогал ему в работе над сюжетом Ави Корин.

«Мрачно и депрессивно, пропитано немощной яростью и сбитыми амбициями. Это угрюмая и темная комедия, взвинченный самоанализ, не дающий ответов на простые вопросы. Надо признать, “Двойник” – не оригинальная идея, он таковой не был даже во времена Достоевского, но это отличная история, и Айоади сделал великолепную копию», – пишет британец Генри Барнс (Henry Barnes/The Guardian).

Достоевский всплыл у Барнса в рецензии не случайно, ведь за основу мрачного комедийного инди взята повесть «Двойник. Петербургская поэма» о титулярном советнике Якове Петровиче Голядкине, человеке, не носящем маски, не плетущем интриги, не выбирающем кривых дорожек. Он добр, простодушен и мягок характером, но однажды на него начинают жаловаться… Говорят, что хамит, ведет себя беспардонно и нагло. Оказывается, всему виной человек, похожий на него как две капли воды, разве что гнусный, пакостный и лицемерный.

Историю пытались экранизировать еще в 1996 году, и на месте Айзенберга должен был оказаться Джон Траволта, а в режиссерском кресле – Роман Полански. Студия уже договорилась с Джоном Гудманом, Жаном Рено и Изабель Аджани. Актерский состав укомплектовался, место съемок нашлось, и все уже приехали в Париж, как вдруг проект закрылся. Потом выяснилось, что всему виной спор Траволты и Полански, после которого они так и не смогли найти взаимопонимания. У Айзенберга с Айоади таких проблем не возникало.

Ричард Айоади и Джесси Айзенберг

«Это бюрократический нуар о кошмаре, в котором есть что-то от Кафки, хотя в то же время в “Двойнике” немало забавных и колких насмешек – выглядит это смешно, по крайней мере поначалу», – написал Тим Роуби (Tim Robey/The Telegraph).

«Несомненно впечатляющий своей визуально-психологической структурой “Двойник” в конечном итоге оказывается неровным фильмом одной шутки, которому тяжело держать темп на протяжении 92 минут экранного времени, даже несмотря на постепенное усиление перед рациональной кульминацией, оставляющей после себя чувство нерациональности», – говорит загадками Джастин Чанг (Justin Chang/Variety).

«Абсолютно сумасшедший, уморительный и невероятно умный, “Двойник” – особенный и единичный экземпляр кинематографа в его лучшем виде», – восторгается Кевин Джагернот (Kevin Juggernaut/The Playlist).

Кадр из фильма «Двойник»

В Россию двойная доза Джесси Айзенберга от самого потешного персонажа «Компьютерщиков» поступит 3 апреля.

Дени Вильнев – давний гость различных кинофестивалей, и до прошлого года его основной визитной карточкой были «Пожары». Теперь канадского постановщика везде представляют как режиссера триллера «Пленницы» с Хью Джекманом и Джейком Джилленхолом в главных ролях. Детективная история о маньяке, похитившем двух девочек, стала одним из лучших фильмов прошлого года, а начала она свой путь на международном кинофестивале в Торонто.

Вместе с «Пленницами» в Торонто Вильнев показал еще один свой фильм – «Враг» по книге Жозе Сарамаго «Двойник». По сюжету обыкновенный учитель истории переживает тяжелейшую депрессию, начавшуюся в свете развода с женой и нескончаемой серой рутины. Чтобы хоть как-то развеяться, он берет в прокате видеокассету с какой-то второсортной киношкой. Фильм его никак не впечатляет, и со спокойной душой он ложится спать. Ночью его будит шум в гостиной – оказывается, он забыл выключить пленку, и видеомагнитофон заново проигрывает фильм. Бросив взгляд на экран, главный герой видит себя. Точнее, он видит актера, который выглядит в точности так, как он сам пять лет назад. Герой решает во что бы то ни стало найти своего двойника, и этот поиск становится суровым испытанием, которое пропитано страхом, ужасом и непониманием всего происходящего.

Кадр из фильма «Враг»

Протагониста сыграл Джейк Джилленхол, по-видимому, хорошо сработавшийся с Вильневом. Тандем режиссер-актер с самого начала работал над «Врагом». Вообще, идея фильма пришла к ним за бутылочкой вина.

«Мы не так уж много выпили! Буквально по бокалу вина, но, по правде, мы не знали, насколько крепким было это вино. Мы просто беседовали, и в этот момент кое-что произошло. Не то чтобы у нас был какой-то невообразимый предмет обсуждения, просто к нам подошла женщина, сидевшая неподалеку вместе с мужем, посмотрела на меня и сказала, что ей все говорят, мол, я похож на ее сына, – вспоминает Джилленхол. – Она показала мне картину, и Дени воскликнул: Это безумие! Да вы одно лицо! Мне так не показалось, но именно так появилась идея фильма! Как после такого не снять кино? Правда, мне кажется, Дени подговорил эту женщину».

И хорошо, что подговорил. Триллер показали на следующий день после «Двойника» Айоади, также вошедшего в программу TIFF, однако по настроению он был совсем иным. Эффект сравнивали с другим фильмом Джилленхола – «Донни Дарко», а в конце фильма, как признался журналист, бравший интервью у актера, многие поворачивались к соседу в кинозале и спрашивали: «Что, б****, только что произошло?»

Кадр из фильма «Враг»

«Во “Враге” Дени Вильнева, возможно, самая жуткая концовка, какую только можно представить в фильме. Это успех, которого режиссер добился окольными путями, – перед нами путаная лента категории B с жесткой шпилькой в конце. Нездоровая фантазия Вильнева породила зловещий и такой знакомый портрет человека, подтверждающего, что самоанализ – самый легкий способ навредить себе», – вынес свой вердикт Дэвид Эрлич (David Ehrlich/Film.com).

«Загадочный конфликт, лежащий в основе фильма, оказывается его главным врагом. Мрачность и манера а-ля Дэвид Линч выглядят чересчур уж выразительно, затмевая более глубокие темы картины», – считает Питер ДеБрюг (Peter DeBruge/Variety).

«Захватывающий экскурс внутрь личности, человека, дуализма и дальних уголков наших потаенных желаний. “Враг” – пронизывающий фильм, ставший колоссальным успехом и утвердивший Вильнева в качестве настоящего творца и одного из самых ярких голосов сегодняшнего кинематографа», – восторгается Родриго Перес (Rodrigo Perez/indieWire).

Кадр из фильма «Враг»

«Это больше, чем триллер, “Враг” – экзистенционально-абсурдное произведение о состоянии души – очень мрачном состоянии, – ведущее к концовке, которую встречаешь с тихим ужасом. Такое оценили бы даже Кафка и Кроненберг», – поражена Дебора Янг (Deborah Young/The Hollywood Reporter).

Заинтригованы? Что же там такого шокирующего в концовке? Увы, для проката в России «Враг» пока не куплен, но не все еще потеряно. Фильм до сих пор колесит по фестивалям, поэтому не исключено, что кто-нибудь из российских дистрибьюторов на него поведется.

Текст: Владислав Копысов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?