Захватывающее и оригинальное приключение экипажа «Энтерпрайза», подпорченное неудачной постановкой некоторых экшен-сцен
После изматывающих трех лет в дальнем космосе капитан «Энтерпрайза» Джеймс Т. Кирк (Крис Пайн) начинает сомневаться, что правильно выбрал карьеру. Он подает прошение о переводе на штабную работу, но в этот момент Федерация получает сигнал SOS с инопланетного космического корабля. Спасти терпящих бедствие астронавтов может лишь «Энтерпрайз», и Кирк вместе с командой устремляется в свою последнюю миссию. Как только корабль пролетает сквозь туманность, скрывающую случившееся с инопланетянами от сканеров Космофлота, SOS оказывается ловушкой, специально расставленной для взятия «Энтерпрайза» на абордаж. Земное оружие оказывается бесполезным против вооружения нападающих, и экипажу приходится покинуть разрушенное судно и приземлиться на планету, где находится база злодеев.
После всех тех блокбастеров, которыми голливудские студии потчевали нас в последние месяцы, «Бесконечность» даже не смотришь, а вдыхаешь как глоток свежего воздуха. Это не ремейк, не перезагрузка, не перегруженная ненужными персонажами попытка заложить фундамент для нескольких будущих картин. Это также не сверхпафосное кино, которое считает себя главным событием года и не стесняется сообщать об этом в рекламе, и не пропитанная новомодной радикальной идеологией агитка, слегка замаскированная под высокобюджетный фильм. «Бесконечность» – это просто новое захватывающее приключение не идеальных, но достойных людей из утопического будущего, в котором человечество не отбивается от зомби, а исследует дальний космос и бьется за счастливое будущее для всей Вселенной.
Чем-то подобным должна была стать предыдущая картина цикла «Стартрек: Возмездие», но тогда режиссер Дж. Дж. Абрамс сдрейфил и вместо создания нового приключения откопал из могилы главного злодея классической для «Стартрека» ленты «Звездный путь 2: Месть Хана». Сеанс некромантии никого особенно не порадовал, и Абрамс сбежал снимать новую серию «Звездных войн», в которой провернул схожий трусливый трюк с копированием чужого успешного произведения. Реанимировать отправленный в нокдаун цикл пришлось постановщику самых успешных «Форсажей» Джастину Лину, и американский тайванец с толком применил свое умение строить драйвовые «мужские» истории с множеством ключевых героев.
Хотя капитан Кирк вновь оказался центральным и самым героичным персонажем, «Бесконечность» устроена так, что каждый из офицеров «Энтерпрайза» получает шанс блеснуть как бравый космолетчик и как фактурная личность. Аварийная посадка разбрасывает героев по планете, и каждый из них переживает свое личное приключение, пока Кирк вновь не собирает их в команду для штурма лагеря злодеев и предотвращения негодяйских планов сперва на земле, а затем и в космосе. Это отличный сюжетный ход, потому что, при всем уважении к Космофлоту, его экипажи интереснее всего проявляют себя, когда обстоятельства и антагонисты выковыривают их из звездолетного панциря и не дают действовать как слаженный механизм, отработавший каждое движение на тренировках и тренажерах.
В начале фильма его слабым местом может показаться главный злодей – вроде бы примитивнейший инопланетный негодяй, грезящий о завоевании и разрушении. Но ближе к концу картины у злодея обнаруживается второе дно, и картина задает зрителям несколько провокационных вопросов, связанных с мотивацией преступника. Правда, обсуждать эти вопросы и возможные ответы «Бесконечность» даже не пытается. Но ей этого и не нужно. Зачем раздражать философским диспутом тех зрителей, кто пришел в кино лишь ради космической авантюры? Заинтересованные поклонники «Стартрека» вполне способны сами обсудить проблемы, которые затрагивает «Бесконечность», на своих форумах и в социальных сетях.
Напротив, новая сподвижница героев Джейла, корабль которой тоже некогда потерпел крушение на злодейской планете, оказывается не столь ярким и интересным персонажем, как картина поначалу намекает. Но если бы Джейла отработала все выданные ей авансы, то она бы перетянула одеяло на себя и отпихнула в тень прочих героев. А так инопланетянка в исполнении алжирской танцовщицы и актрисы Софии Бутеллы («Kingsman: Секретная служба») занимает свой сюжетный шесток и отлично показывает себя в рукопашных схватках, в которых сильны далеко не все космофлотцы.
Рассказывая всю эту историю катастрофы и спасения, картина не забывает перемежать динамичные фрагменты душевными диалогами и разбавлять драматизм юмором. Причем шутки в «Бесконечности» остроумные и уместные, без туалетных приколов и прочей утомительной голливудской пошлости. Приятно отметить и то, что герои не раз проявляют смекалку и в кульминации придумывают весьма занятный способ показать злодеям кузькину мать. Еще одна замечательная сценарная находка Дага Джунга и Саймона Пегга (по совместительству исполнителя роли главного инженера Скотти).
Да, драматически «Бесконечность» слабее, чем «Первый мститель: Противостояние», поскольку она не сталкивает бывших друзей и не заставляет зрителей переживать за обе стороны конфликта. Но то, что возможно в супергеройском кино, было бы нелепо в цикле с совсем другой внутренней логикой.
К сожалению, в этой бочке меда есть большая ложка дегтя, которая мешает поставить «Бесконечности» высокую оценку. Впервые в жизни снимая космические сражения, Джастин Лин сделал некоторые экшен-сцены фильма дезориентирующими и невнятными, понятными только задним числом. Причем на этот неприятный эффект работает все – странные операторские ракурсы, агрессивный монтаж, не самое удачное планирование сцен… Это не убивает картину, поскольку «Бесконечность» стоит не на спецэффектах, а на колоритных персонажах. Но этот очевидный дефект так сильно раздражает, что из-за него приходится снижать оценку в остальном удачной ленте.
С 21 июля в кино.