Превосходный первый сезон трагикомического шоу по мотивам хита братьев Коэн оказался достоин своего громкого имени
Затурканный женой, братом и всеми вокруг страховой агент из маленького северного городка Лестер Найгаард (Мартин Фримен) попадает в травмпункт после стычки с бывшим одноклассником, который издевался над ним, когда Лестер еще учился в школе. В больнице Найгаард знакомится с таинственным пожилым человеком (Билли Боб Торнтон), который предлагает убить обидчика Лестера… И в самом деле делает это. Что вовлекает Лестера, его семью, его знакомых и весь их уютный городок Бемиджи в череду кровавых преступлений.
Известие о том, что принадлежащий студии Fox кабельный канал FX снимает телесериал по мотивам знаменитого артхаусного хита «Фарго», вызвало негодование многих поклонников братьев Коэн. «На святое покушаетесь!» – писали они в Интернете и проклинали голливудский кризис идей, который заставляет снимать ремейки всего и вся, что некогда заработало хоть немного денег. Трудно было представить, что хорошего может выйти из телевариации на тему эксцентричной «черной» трагикомедии о преступных жителях глубинки штата Миннесота и о беременной начальнице полиции, которая пытается их изобличить и изловить.
К счастью, страхи по поводу «Фарго» не оправдались. Десятисерийный первый сезон сейчас можно назвать лучшей телепремьерой 2014 года, и грядущим летним и осенним сериалам придется здорово попотеть, чтобы обойти шоу, разработанное Ноем Хоули, бывшим сценаристом и продюсером детективного сериала «Кости».
В чем прелесть нового «Фарго»? В том, что оно не пересказывает события оскароносного фильма, а с любовью воссоздает его атмосферу и рассказывает совершенно новую причудливую историю о провинциальных северянах, которые славятся вежливостью, простодушием и гостеприимством, но порой прячут в шкафу весьма дурно пахнущие скелеты. Каждая серия «Фарго» может похвастаться непредсказуемыми сюжетными поворотами и остроумными шутками, однако это не просто остросюжетный сериал, где вся суть в перебегании от одного события к другому с прибаутками и приколами. В основе своей «Фарго» – размышление о природе зла и о природе мужественности, и оно зачастую ставит непростые моральные вопросы. Так, в начале шоу недотепистый полицейский Гас (Колин Хэнкс, сын Тома Хэнкса) решает, может ли он отпустить остановленного на дороге и явно преступного персонажа Торнтона, который угрожает жизни его дочери, если коп не оставит его в покое. Как бы вы поступили на его месте? Как коп? Как отец? Как отец-полицейский? И какой из этих поступков показал бы Гаса «настоящим мужиком»? Согласитесь, это актуальная и непростая дилемма, и «Фарго» рассматривает ее на всем протяжении шоу, присматриваясь к мужественным и не очень поступкам Гаса и прочих ключевых героев и подмечая порой неожиданные последствия, к которым эти поступки приводят.
К сожалению, фиксируясь на разных аспектах мужественности и отцовства, сериал оттесняет в сторону женщин. Даже единственная полноценно развитая героиня шоу – сотрудница полиции Бермиджи Молли Солверсон (достойная работа Элисон Толман) – оказывается на периферии идейных линий «Фарго», хотя и играет исключительно важную сюжетную роль и присутствует во многих сценах. Молли слишком компетентна, слишком умна, слишком морально чиста для драмы, которая посвящена недостаткам и причудам человеческих характеров. Она была бы превосходным персонажем для детективного сериала вроде тех же «Костей» – только представьте, сидит такая пухленькая девушка в маленьком городке, вяжет носочки, демонстрирует чудеса дедукции и ловит преступников, не принимающих ее всерьез, – но в «Фарго» Молли оказывается лишь катализатором событий, а не главным героем. В отличие от того же Гаса, который по ходу действия переживает духовное перерождение (не факт, что в лучшую сторону).
Кто еще великолепен в «Фарго»? Прежде всего, Билли Боб Торнтон, напоминающий, что его надо почаще снимать, пока он еще в приличной форме. Его персонаж – убийца по профессии и тролль 80-го уровня по призванию, который бесконечно придумывает все новые садистские психологические игры с людьми. Представьте себе старшего брата бэтменовского Джокера – не столь безумного и внешне эффектного, но столь же безжалостного, харизматичного и изобретательного. А также мастера маскировки, при случае могущего убедительно изобразить священника или дантиста, и обладателя очень мрачного чувства юмора. Восторгаться Лорном Малво можно бесконечно – это сильнейший претендент на звание лучшего злодея года, причем как на ТВ, так и в кино. Конечно, он – это в первую очередь творение авторов шоу, но и Торнтон взял солидную актерскую высоту, чтобы убедительно изобразить такого яркого персонажа.
Превосходен и Мартин Фримен, наконец-то получивший возможность сыграть не в тени спецэффектов и Бенедикта Камбербэтча. Вы думаете, что Ватсон хорошо сыгран? Лестер Найгаард даст ему сто, двести очков вперед! Это, так сказать, Бильбо со знаком минус – добропорядочный слабак, который эволюционирует не в героя, а в самоуверенного преступника, и смотреть, как Фримен изображает Лестера на разных стадиях его развития (вернее, деградации), одно удовольствие.
И это лишь несколько имен, которые стоит называть, воспевая «Фарго». За вычетом уже упомянутой проблемы с героинями, в сериале хорошо все – сюжет, драйв, диалоги, главные и второстепенные персонажи, порой изобретательная и необычная операторская работа, тонкие отсылки к мистике, заставляющие вспомнить «Твин Пикс»… И даже, казалось бы, скучные заснеженные равнины в окрестностях Бермиджи смотрятся чарующе и притягательно. Так что если вы пропустите «Фарго», то вы себе этого не простите. Конечно, если вам нравятся необычные и философски насыщенные трагикомедии в стиле братьев Коэн.