![Okko](/themes/filmru_desk/img/okko/okko_bottom.png)
Превосходный первый сезон трагикомического шоу по мотивам хита братьев Коэн оказался достоин своего громкого имени
Превосходный первый сезон трагикомического шоу по мотивам хита братьев Коэн оказался достоин своего громкого имени
Затурканный женой, братом и всеми вокруг страховой агент из маленького северного городка Лестер Найгаард (Мартин Фримен) попадает в травмпункт после стычки с бывшим одноклассником, который издевался над ним, когда Лестер еще учился в школе. В больнице Найгаард знакомится с таинственным пожилым человеком (Билли Боб Торнтон), который предлагает убить обидчика Лестера… И в самом деле делает это. Что вовлекает Лестера, его семью, его знакомых и весь их уютный городок Бемиджи в череду кровавых преступлений.
Известие о том, что принадлежащий студии Fox кабельный канал FX снимает телесериал по мотивам знаменитого артхаусного хита «Фарго», вызвало негодование многих поклонников братьев Коэн. «На святое покушаетесь!» – писали они в Интернете и проклинали голливудский кризис идей, который заставляет снимать ремейки всего и вся, что некогда заработало хоть немного денег. Трудно было представить, что хорошего может выйти из телевариации на тему эксцентричной «черной» трагикомедии о преступных жителях глубинки штата Миннесота и о беременной начальнице полиции, которая пытается их изобличить и изловить.
К счастью, страхи по поводу «Фарго» не оправдались. Десятисерийный первый сезон сейчас можно назвать лучшей телепремьерой 2014 года, и грядущим летним и осенним сериалам придется здорово попотеть, чтобы обойти шоу, разработанное Ноем Хоули, бывшим сценаристом и продюсером детективного сериала «Кости».
В чем прелесть нового «Фарго»? В том, что оно не пересказывает события оскароносного фильма, а с любовью воссоздает его атмосферу и рассказывает совершенно новую причудливую историю о провинциальных северянах, которые славятся вежливостью, простодушием и гостеприимством, но порой прячут в шкафу весьма дурно пахнущие скелеты. Каждая серия «Фарго» может похвастаться непредсказуемыми сюжетными поворотами и остроумными шутками, однако это не просто остросюжетный сериал, где вся суть в перебегании от одного события к другому с прибаутками и приколами. В основе своей «Фарго» – размышление о природе зла и о природе мужественности, и оно зачастую ставит непростые моральные вопросы. Так, в начале шоу недотепистый полицейский Гас (Колин Хэнкс, сын Тома Хэнкса) решает, может ли он отпустить остановленного на дороге и явно преступного персонажа Торнтона, который угрожает жизни его дочери, если коп не оставит его в покое. Как бы вы поступили на его месте? Как коп? Как отец? Как отец-полицейский? И какой из этих поступков показал бы Гаса «настоящим мужиком»? Согласитесь, это актуальная и непростая дилемма, и «Фарго» рассматривает ее на всем протяжении шоу, присматриваясь к мужественным и не очень поступкам Гаса и прочих ключевых героев и подмечая порой неожиданные последствия, к которым эти поступки приводят.
К сожалению, фиксируясь на разных аспектах мужественности и отцовства, сериал оттесняет в сторону женщин. Даже единственная полноценно развитая героиня шоу – сотрудница полиции Бермиджи Молли Солверсон (достойная работа Элисон Толман) – оказывается на периферии идейных линий «Фарго», хотя и играет исключительно важную сюжетную роль и присутствует во многих сценах. Молли слишком компетентна, слишком умна, слишком морально чиста для драмы, которая посвящена недостаткам и причудам человеческих характеров. Она была бы превосходным персонажем для детективного сериала вроде тех же «Костей» – только представьте, сидит такая пухленькая девушка в маленьком городке, вяжет носочки, демонстрирует чудеса дедукции и ловит преступников, не принимающих ее всерьез, – но в «Фарго» Молли оказывается лишь катализатором событий, а не главным героем. В отличие от того же Гаса, который по ходу действия переживает духовное перерождение (не факт, что в лучшую сторону).
Кто еще великолепен в «Фарго»? Прежде всего, Билли Боб Торнтон, напоминающий, что его надо почаще снимать, пока он еще в приличной форме. Его персонаж – убийца по профессии и тролль 80-го уровня по призванию, который бесконечно придумывает все новые садистские психологические игры с людьми. Представьте себе старшего брата бэтменовского Джокера – не столь безумного и внешне эффектного, но столь же безжалостного, харизматичного и изобретательного. А также мастера маскировки, при случае могущего убедительно изобразить священника или дантиста, и обладателя очень мрачного чувства юмора. Восторгаться Лорном Малво можно бесконечно – это сильнейший претендент на звание лучшего злодея года, причем как на ТВ, так и в кино. Конечно, он – это в первую очередь творение авторов шоу, но и Торнтон взял солидную актерскую высоту, чтобы убедительно изобразить такого яркого персонажа.
Превосходен и Мартин Фримен, наконец-то получивший возможность сыграть не в тени спецэффектов и Бенедикта Камбербэтча. Вы думаете, что Ватсон хорошо сыгран? Лестер Найгаард даст ему сто, двести очков вперед! Это, так сказать, Бильбо со знаком минус – добропорядочный слабак, который эволюционирует не в героя, а в самоуверенного преступника, и смотреть, как Фримен изображает Лестера на разных стадиях его развития (вернее, деградации), одно удовольствие.
И это лишь несколько имен, которые стоит называть, воспевая «Фарго». За вычетом уже упомянутой проблемы с героинями, в сериале хорошо все – сюжет, драйв, диалоги, главные и второстепенные персонажи, порой изобретательная и необычная операторская работа, тонкие отсылки к мистике, заставляющие вспомнить «Твин Пикс»… И даже, казалось бы, скучные заснеженные равнины в окрестностях Бермиджи смотрятся чарующе и притягательно. Так что если вы пропустите «Фарго», то вы себе этого не простите. Конечно, если вам нравятся необычные и философски насыщенные трагикомедии в стиле братьев Коэн.