16 января состоялся релиз пилотного эпизода «Одних из нас» — крупнобюджетной экранизации одной из главных видеоигр XXI века. Без спойлеров делимся впечатлениями от увиденного и рассказываем, понравится ли сериал фанатам первоисточника и тем, кто с ним не знаком.
2003 год. Во всем мире начинается пандемия, вызванная мутировавшим грибом кордицепсом. Из-за него зараженные теряют контроль над разумом и собственным телом. В этом стремительно разворачивающемся апокалипсисе пытается спастись семейство Миллеров: Джоэл (Педро Паскаль), его дочь Сара (Нико Паркер) и младший брат Томми (Гэбриел Луна). 20 лет спустя большая часть населения Земли погибла. Остатки либо живут в карантинных зонах под надзором военных, либо присоединились к революционному движению «Цикад», либо слоняются где-то в пустошах — в одиночку или примкнув к компании каких-нибудь каннибалов. Помятый жизнью Джоэл нехотя ввязывается в очередную авантюру: нелюдимому контрабандисту предстоит перевезти через всю страну 14-летнюю девочку Элли (Белла Рэмси). Подросток никому не доверяет, зубоскалит, но что поделать, она — возможное спасение человечества, ведь у нее иммунитет против заражения.
«Одни из нас» как образцовая экранизация культовой видеоигры
Еще во время съемок сериала многие задавались вопросом: а зачем предельно кинематографичной видеоигре вообще нужна экранизация? И правда, «Одни из нас» вышли в далеком 2013 году и в очередной (возможно, окончательный) раз размыли грань между геймплеем и просмотром кино. Конечно, и до релиза в индустрии были выдающиеся сюжеты, достойные Голливуда: блокбастер-трилогия Uncharted, комплексные политические триллеры Metal Gear Solid или вестерн Red Dead Redemption с душераздирающим финалом. Можно долго спорить, что отличает «Одних из нас» от других великих видеоигр, но, допустим, все дело в неоднозначных героях, которые говорят и ведут себя по-человечески: перебивают друг друга, игнорируют, спорят и часто делают то, что на бумаге кажется «нелогичным». Разработчики видеоигры про «нас» не обманули и создали простую историю о сложных людях — о том, как на заре цивилизации герои учатся не выживать, а любить, прощать окружающих и особенно самих себя.
И все же, спрашивается, зачем одной из самых популярных игр последнего десятилетия нужна экранизация, если ее спокойно можно пройти сейчас, не морщась от устаревшей графики? Понятно, что все дело в прибыли, но интересный ответ предложил Нил Дракманн — геймдиректор оригинала и один из создателей экранизации: он заявил, что после съемок сериала его родители наконец-то смогли познакомиться с историей в удобном для себя формате. Собственно, экранизация и ориентирована на миллионы таких же не знакомых с видеоигрой и не готовых брать в руки геймпад зрителей. Теперь и у них есть возможность познакомиться с Джоэлом и Элли.
Впрочем, это не значит, что многочисленным фанатам первоисточника здесь нечего ловить. Напротив, сериал удачно балансирует между «адаптацией» и «экранизацией» имеющегося материала. Создатели не ломают то, что прекрасно работало в оригинале: в пилоте можно услышать музыку Густаво Сантаолальи, а еще здесь покадрово воссозданы самые запоминающиеся и удачные эпизоды видеоигры вроде проезда по зараженному городу из пролога. В сериале по очевидным причинам вырезали зачистку уровней и исследование — стало меньше жестокости и знакомства с миром через найденные записки или чьи-нибудь останки.
Зато создатели расширяют мир «Одних из нас»: во-первых, зрители больше не прикованы к перспективе Джоэла, в шкуре которого игрок проживал историю, — параллельно их знакомят с его компаньонкой-контрабандисткой Тэсс (Анна Торв) и главой «Цикад» Марлин (Мерл Дэндридж). Во-вторых, показывают то, что оставалось за кадром: информация о происхождении кордицепса (кстати, изменился один из способов заражения — проникновение «усиков» вместо вдыхания спор) или поход Сары в мастерскую для починки часов. Кроме того, уже известно, что третий эпизод будет посвящен истории Билла и Фрэнка, а пятый и вовсе покажет новое поселение, которого не было в оригинале. В общем, у создателей есть козыри, чтобы удивить даже скептически настроенных фанатов игры.
Перед релизом сериала кто-то вновь вспомнил о злосчастном проклятии экранизаций видеоигр — как известно, почти все представители узкого жанра признаны провалами. Мол, «Одни из нас» наконец-то смогли разрушить стрикт неудач. В последние годы то же самое говорили про «Кастлванию», «Аркейн» и «Киберпанк: Бегущие по краю», но то были анимационные сериалы по мотивам вселенной, а здесь — полноценная, часто покадровая и точная экранизация отдельной видеоигры. И в своей категории это действительно первый подобный успех. Причем настолько убедительный, что уже нет сомнений: перед нами лучшая из возможных экранизаций. Она сделана людьми, которые любят и уважают оригинал, а не теми, кто был готов скомпоновать историю в двухчасовой «большой и сексуальный» фильм.
«Одни из нас» как новый флагманский сериал HBO
Нетрудно догадаться, что HBO делает большую ставку на новый сериал, который при удачном стечении обстоятельств может превратиться в прибыльную франшизу с сиквелом, приквелами и спин-оффами. Это ни в коем случае не экспериментальный проект, который должен прощупать почву и по итогу дать понять, есть ли потенциал у экранизаций видеоигр, которых только в этом году выйдет под десяток. Нет, это полноценный флагманский проект одного из главных кабельных каналов США и кузницы лучших сериалов современности. Пока рано судить, справляются ли «Одни из нас» с возложенными ожиданиями, но, судя по заоблачным рейтингам на пользовательских сайтах, кажется, что да.
Зрители, не знакомые с первоисточником, наверняка во время просмотра вспомнят «Дорогу» Джона Хиллкоута и «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона — два главных источника вдохновения создателей видеоигры. Хотя сериал напоминает не только постапокалиптические роуд-муви, но и «Чернобыль» — прошлый проект Крейга Мазина. При желании с легкостью можно провести параллели между открывающей сценой «Одних из нас», где ученый заявляет, что при возможном глобальном потеплении человечество ждет угроза пандемии гриба кордицепса, и мини-сериалом о том, как лживая и игнорирующая проблемы бюрократическая система пытается незаметно исправить собственные ошибки. Только в новом сериале исправлять уже нечего — остается лишь адаптироваться и выживать.
Несмотря на недовольство фанатов выбором актеров на главные роли, пока что нет ни намека на то, что создатели ошиблись с кастингом: Белла Рэмси отлично передает одновременно дерзость и наивность Элли, ребенка, у которого, по сути, отняли детство. Ну а Педро Паскаль — харизматичный актер, которому наконец-то снова позволили снять шлем и отказаться от каменной физиономии: в сериале он убедительно переходит из состояния грустного мужчины, пытающегося забыть травмирующие воспоминания, в матерого преступника с животной яростью. Ко второму плану пока что тоже минимум претензий — с интересом ждем появления Мюррэя Бартлетта, Ника Оффермана, Мелани Лински и, конечно, дуэта Эшли Джонсон и Троя Бэйкера, подаривших голоса Элли и Джоэлу в игре.
Наверное, пока что единственный минус даже не сериала, а пилота — неубедительная, лишенная креативных решений режиссура Крейга Мазина и то ли телевизионная, то ли напоминающая любительскую съемку картинка, которой будто не хватает цветокора или фильтра. Надо признать, засилье средних планов, монтажные склейки каждые две секунды и диалоги, снятые через стандартные восьмерки, на HBO выглядят чуждо и лениво. Особенно после «Наследников» и «Дома Дракона». Посмотрим, что предложат зрителям следующие постановщики — геймдиректор первоисточника и ТВ-дебютант Нил Дракманн, Ясмила Жбанич («Куда ты идешь, Аида?») и Али Аббаси («На границе миров»). Ну и невозможно не отметить в контексте режиссуры уход из-за творческих разногласий Кантемира Балагова («Теснота») — к его фильмографии можно относиться по-разному, но стоит признать, что под его надзором пилот получился бы не таким скованным. Впрочем, в сериале все равно остался русский след — значительную часть эпизодов сняла операторка Ксения Середа. Тоже большой повод для гордости!