Фильм-катастрофа в прямом смысле этих слов – куцый сюжет, спорные герои, скучное действие, неуместная мистика и убогая философия. Все для того, чтобы еще раз сказать о любви?
Недалекое будущее. Молодая семейная пара морских археологов изучает остов потерпевшего кораблекрушение старинного судна на дне океана. Трагическая случайность едва не лишает Лауру жизни, но ценой собственного здоровья Джей спасает жену, однако сам впадает в глубокую кому. Пока доктора бьются за спасение Джея, его душа отправляется в прошлое, где она принадлежит капитану Стюарту, начальнику отряда британской армии, ведущей войну с индийскими королями, не желающими покоряться англичанам. Частью одной из операций возглавляемого Стюартом отряда становится тайная транспортировка индийской принцессы, во время которой герой влюбляется в отважную служанку коронованной особы. Как оказалось, эта любовь связана единой нитью судьбы с тем, что происходит в будущем.
Даже при всем том разнообразии, что дарят зрителю российские прокатчики, очень редко случается такое, что о выпускаемой картине интереснее рассказывать не в свете ее содержания, а в разрезе долгого пути на экраны. Фантастическая мелодрама Роланда Жоффе «Вне времени» – это именно такое кино: перипетии его появления намного интереснее того, что в итоге получилось, и это, в общем-то, и неудивительно. Когда фильм добирается до экрана спустя полтора десятка лет после возникновения идеи, это должен быть либо шедевр, либо полный провал. В нашем случае очевидно последнее, но мы все же хотим обратить ваше внимание на некоторые детали проекта.
От одного осознания того факта, что проект за время своего существования сменил три названия (а с российской локализацией – все четыре), уже приходишь в уныние – значит, нечисто что-то в Датском королевстве. А ведь факт этот никем не скрываем, родился «Вне времени» под именем The Invaders еще в конце 90-х, затем сменил название на Singularity, а до мирового проката добрался с титулом The Lovers. Есть над чем поразмыслить, неспроста же создателей так кидало из стороны в сторону. Что уж говорить об актерах, если так менялось настроение проекта, – к нему были приписаны в свое время Брендан Фрейзер и Ольга Куриленко, Айшвария Рай и Тусшар Капур, Хилари Суонк и Нив Кемпбелл, растянувшаяся на годы подготовка отсекла всех более-менее востребованных актеров. В итоге лента осталась с давно стучащимся в дно Джошем Хартнеттом, скучающей на третьих планах Тэмзин Эджертон и популярной в Болливуде, но совершенно чужой в остальном мире Бипашей Басу в ролях. Набор – так себе.
Хотелось бы полагать, что не особенно впечатляющий актерский ансамбль вытащит на себе именитый режиссер, но и здесь рассчитывать особенно не на что – от Роланда Жоффе осталось только имя, былого мастерства не чувствуется, хватка пропала, исторический вкус постановщика покинул. Если вы помните Жоффе по «Алой букве», «Миссии» или «Вателю», то приготовьтесь к серьезному разочарованию – «Вне времени» не стоит и пуговицы на камзоле «Короля-солнца». Режиссера словно подменили, а учитывая то, что Жоффе выступает еще и сценаристом этого ужасающего действа, сомнения в деградации автора отпадают напрочь.
Что же не так с «Вне времени»? Да абсолютно все. Это крайне скучное, невозможно затянутое, неправдоподобное и приторно сентиментальное кино, место которому в утреннем эфире образовательного канала (хотя об исторической достоверности показанного в фильме судить не нам), но никак не на больших экранах. Задуманный как вариация на тему «Фонтана» Аронофски с элементами картин, живописующих тяжелые времена приращения Британской империи кровавыми землями Азии, «Вне времени» должен был стать философской притчей со щепоткой приключений. Однако выглядит картина дешевой поделкой, собранной из обрезков «Принца Персии», «Лоуренса Аравийского» и «Патриота» с болливудским оттенком. Спасибо, что в кадре не танцуют.
Герои фильма не просто не привлекают, они отталкивают. О какой-то страсти и любви, связывающей людей мистической нитью, нечего и говорить – между героями Хартнетта и Басу нет и толики чувств, а все чувства в будущем и вовсе объясняются парой постельных сцен во флешбэках. Наконец, само связующее звено – кольцо, которое якобы объединяет влюбленных, – работает несколько странно, оно делится на две части, но действует, только когда обе половинки надеты на один палец. Что в момент такого просветления одного влюбленного должно происходить с другим, кольца лишенным, авторы умалчивают.
Впрочем, об этом эффекте могут задуматься лишь те, кто высидит до конца картины, а не заснуть на ней будет очень непросто. Столь вялого, путаного, беспомощно слабого сценарием и характерами героев фильма меньше всего ожидаешь от постановщика уровня Жоффе, но время беспощадно, а талант иной раз оставляет художника в самый неподходящий момент. Не дай вам бог оказаться в это время рядом.