В продюсерском проекте Тимура Бекмамбетова "Фантом" инопланетяне осваивают новую территорию -- Москву. Наши британские коллеги -- тоже...
Пожалуй, это было неизбежно. Наверное, это результат глобализации, в результате которой новые технологии делают расстояния короче, а нас – ближе, чем когда бы то ни было. А может быть, все дело в новой тенденции бокс-офиса: международные сборы сегодня выше, чем касса в США, что вынуждает студии заманивать в кинотеатры иностранных зрителей, перенося место действия прямо к их порогу. Или, может быть, инопланетянам до смерти надоело уничтожать американские достопримечательности – так или иначе, «Фантом» пакует чемоданы и отправляется по ту сторону Красного занавеса…
В Москве сегодня адское пекло. Мы находимся посреди всемирно известной Красной площади. По одну руку от нас Кремль, а прямо перед ним – Мавзолей Ленина, в котором миниатюрный забальзамированный вождь все еще лежит на всеобщее обозрение – жутковатое зрелище. По другую руку находится ГУМ – некогда "государственный" торговый центр столицы, а сегодня просто "главный". Вдали виднеется собор Василия Блаженного, похожий на мечеть, построенную обдолбанным Вилли Вонкой. А в центре брусчатой площади стоит брошенный полицейский автомобиль, за которым, затаив дыхание, скрывается Эмиль Хирш («Спиди Гонщик»).
Вокруг него начинает собираться толпа, которой не совсем ясно, от чего он прячется. Одного из зевак приходится попросить отойти со съемочной площадки: он хотел поднять с земли одну из половинок теннисных мячиков, разбросанных вокруг. Они потом понадобятся для создания компьютерных эффектов, а именно – орды инопланетян, прибывших на Землю в тот самый момент, когда персонаж Эмиля и его попутчик (Макс Мингелла) оказываются в Москве в ожидании пересадки на самолет. Эти существа невидимы человеческому глазу, и явились, чтобы поглотить все земные запасы энергии и уничтожить человечество, что вроде как обламывает планы друзей как следует оттопыриться в ночной столице.
Режиссером "Фантома" выступил Крис Горак, до этого возглавлявший постановку триллера 2006 года "У твоего порога" про химическую атаку на Лос-Анджелес, но ответственность за выбор места действия лежит на продюсере фильма, легенде русского экшн-кинематографа Тимуре Бекмамбетове – режиссере двух "Дозоров" и экранизации комикса «Особо опасен», превосходно продемонстрировавшей таланты Анджелины Джоли. "Изначально сюжет был написан под маленький американский городок, – вспоминает он, – где-то года четыре назад. Но когда я впервые разговаривал с Томом Джейкобсоном (сопродюсером – EMPIRE), то спросил: "А можно перенести действие в Москву?" Ведь стоит только изменить точку зрения, и этот проект сразу же становится интереснее. Можно снять очередного "Кинг Конга" в Нью-Йорке, но никто не захочет на это смотреть, потому что такое уже снимали. Но "Кинг Конг" в Москве? – смеется. – Можно взять любую историю – "Блэйда", например, потому что «Ночной дозор» был чем-то вроде моего "Блэйда в Москве" – и перенести ее на нашу почву, потому что для зрителя это все-таки довольно интригующе. Фильм сразу же становится круче".
И чем это вызвано? "Тут играет роль комбинация факторов, – говорит он. – В первую очередь, это крайне необычная и уникальная среда – этот город очень интересен в визуальном плане. Он нестандартный, он не такой милый, как Париж, и не такой монументальный, как Манхэттен, но у него есть свой дух и своя аура. Во-вторых, у нас здесь существует своя кинематографическая традиция, которая, как мне кажется, сильно влияет на кино, которое снимается в России. Чтобы сделать успешный проект, надо иметь близкую для зрителя историю и уникальный мир. Думаю, если взять отличную историю и поместить ее в московские декорации, то так и получится – как это произошло с «Районом №9» в Йоханнесбурге, например".
Несмотря на то, как рьяно Бекмамбетов пиарит российскую столицу, он признает, что глобальная киноиндустрия вряд ли оживит местное производство фильмов. "Очень тяжело снимать большие фильмы в России, на русском языке, потому что рынок здесь все еще сравнительно небольшой, – объясняет он. – Нельзя снять крупный фильм со спецэффектами и отбить бюджет. Поэтому мы планируем снимать здесь фильмы на английском, чтобы иметь возможность продавать их за пределами России. Это стратегический план – не только для нашей компании, но и для других российских продюсеров".
Даже после успешного проката в России двух "Дозоров"? "Здесь процесс происходит иначе, – говорит Бекмамбетов. – "Ночной дозор" мы на самом деле снимали по-партизански. Мы все распланировали, но взять, например, сцены на Красной площади – у нас не было возможности тут снимать, просто не было столько денег. Круто, что мы смогли это сделать в "Фантоме", потому что это будут действительно уникальные кадры. Никто еще не видел Красную площадь в фильме так, как покажем мы. К тому же еще и в 3D!"
Немного побыв на площадке, мы замечаем, что, учитывая масштаб проекта и многонациональность актерского состава, между участниками процесса на удивление мало трений. "Мы были врагами в Холодной войне много лет назад, – говорит Бекмамбетов. – Сегодня Холодной войны нет, однако отношения у нас по-прежнему напряженные, потому что мы большие и амбициозные страны. Но когда приходят инопланетяне – то мы объединяемся и можем выжить, только если мы действительно вместе". То есть, в фильме есть этот метафорический элемент? "Конечно. Потому что в первом акте эти американские ребята оказываются в Москве и чувствуют себя инопланетянами. Или чувствуют, что русские – инопланетяне. Они не понимают этот мир, его правила и даже местный язык. Но когда появляются настоящие инопланетяне, то они могут бороться вместе. Для меня это эмоциональный стержень фильма".
Привыкают ли наконец местные к виду американцев на безумно загруженных московских улицах? "Десять лет назад вид американца в Москве вызвал бы интерес, – он пожимает плечами, – но сегодня здесь работает масса американских компаний и экспатов". Он смеется: "В общем, если вы сюда не наркотиками торговать приехали, то без проблем".