Переполненный событиями и персонажами, но не особенно увлекательный второй сезон детективного сериала о полиции Сан-Франциско
Двое старшеклассников из Сан-Франциско открывают стрельбу в школьном автобусе и убивают большинство своих одноклассников, после чего пытаются сбежать под прикрытием дымовых шашек. Пока полиция их ловит, один из копов погибает от пулевого ранения. Сперва его коллеги полагают, что полицейского застрелил юный преступник, но баллистическая экспертиза показывает, что копа убил кто-то из его коллег. В то время как суд разбирается, заслуживает ли массовый расстрел школьников смертной казни, инспекторы Инглиш (Тэй Диггз) и Муллиган (Кэтлин Робертсон) раскрывают заговор «оборотней в погонах».
Современные детективные сериалы можно грубо разделить на две группы. К первой группе относятся так называемые «процедурные» шоу, где расследование преступления занимает одну-две серии и где в центре повествования находится мастерство и профессионализм сыщиков. Ко второй группе принадлежат вошедшие в последние годы в моду «длинные» детективные истории, где расследование растягивается на целый сезон (а то и на несколько сезонов) и где в центре повествования оказываются переживания полицейских и прочих персонажей, так или иначе затронутых преступлением. Типичным представителем первой группы является недавно завершившийся сериал «CSI: Место преступления». Типичный представитель второй группы – закончившаяся в 2014-м эпопея «Убийство», основанная на одноименном датском шоу.
Дебютировавшее в прошлом году на кабельном канале TNT полицейское шоу «Убийство первой степени» попыталось соединить два эти детективных направления. По своей структуре это «длинное» расследование, занимающее целый сезон, а по стилю и настроению – «процедурный» сериал о торжестве закона и порядка. Пусть это торжество и случается по истечении 10-12 серий, а не через 40 экранных минут. Конечно, немного странно писать о позитивности шоу, где инспектор Инглиш в первых сериях тяжело переживает смерть давно болевшей жены и где второй сезон начинается с массового убийства ни в чем не повинных подростков. Но сравните «Убийство первой степени» с депрессивнейшим «Убийством» и с мучительно тяжелым британским шоу «Убийство на пляже», и вы сразу почувствуете, насколько сериал о копах из Сан-Франциско легче и оптимистичнее.
На наш вкус, это его достоинство – трудно от недели к неделе следить за тем, как продвигается сложное расследование, если знаешь, что каждая новая серия будет испытывать тебя на эмоциональную прочность. Но, задумав этот перспективный жанровый эксперимент, создатели «Убийства первой степени» не смогли нащупать баланс между эмоциональностью, драматизмом, неожиданными сюжетными поворотами и интеллектуальными озарениями копов. В результате первый сезон был хоть и не беспомощным, но довольно скучным, поскольку значительная его часть была посвящена выяснению совершенно очевидного для зрителей вопроса, могут ли осудить состоятельного преступника с отличным адвокатом на основании косвенных улик. Если вы думаете, что да, то вы ничего не знаете об американских телевизионных судах.
Второй сезон шоу его сценаристы постарались сделать интереснее за счет подражания культовой «Прослушке», которую часто называют лучшим американским шоу всех времен. В ее первом сезоне речь шла о запутанном противостоянии в Балтиморе полиции и чернокожей наркомафии, и создатель сериала Дэвид Саймон использовал захватывающее криминальное повествование для обсуждения проблем современной Америки и анализа психологии американцев.
Авторы второго сезона «Убийства первой степени» попытались сделать нечто подобное и разделили экранное время между судебным процессом подростков-убийц, где выплывают мрачные тайны их семей, расследованием по делу коррумпированных копов, где почти каждый второстепенный полицейский персонаж оказывается под подозрением, и наблюдением за жизнью чернокожей мафии из бедного района, преступления которой тоже попадают в поле зрения Инглиша и Муллиган. Это сделало сезон куда более разнообразным, чем его предшественник, но придало сериалу лишь относительную увлекательность.
Почему? Потому что в «Убийстве первой степени» доминирует характерная для «процедурных» шоу отстраненность. Вроде бы зрители должны, скажем, сопереживать Муллиган, когда женщине приходится «копать» под своего брата, тоже инспектора полиции. Но, когда смотришь сериал, снова и снова вспоминаются слова Льва Толстого по поводу произведений Леонида Андреева: «Он пугает, а мне не страшно». Почти каждый раз, когда шоу не просто показывает работу полицейских или прокурора и адвоката, а пытается раскрутить зрителей на эмоции, оно терпит неудачу. Потому что тон его слишком холоден для нагнетания страстей. Даже когда наркомафиози за провинность деловито замуровывает своего подчиненного живьем, в голову лезут мысли об устройстве американских домов, а не о том, что на экране совершается кошмарное преступление. Какой разительный контраст с «Прослушкой», где переживания персонажей трудно было не принять близко к сердцу!
В то время как тон повествования лишь изредка заставляет сочувствовать происходящему, сюжет то медленно подготавливает давно ожидаемые откровения (так, быстро становится понятно, что корни преступления школьников растут из их семей), то нагромождает очевидные штампы, то огорошивает откровенными глупостями. Вроде того, что коп, признавшийся в преступлении, как ни в чем не бывало возвращается на работу и даже не становится фигурантом внутреннего расследования. Некоторые же сюжетные линии вовсе ни к чему не ведут. В частности, переживания Муллиган как матери-одиночки и семейный конфликт адвоката одного из подростков-убийц.
С другой стороны, Инглиш и Муллиган остаются одной из самых привлекательных и обаятельных детективных пар американского ТВ, и персонажей второго плана также играют харизматичные звезды, что, безусловно, очень важно для подобного шоу. А сюжет сериала хоть и страдает от вышеперечисленных проблем, но все же затрагивает любопытные моральные темы и обеспечивает умеренно захватывающее зрелище. Так что «тройку» второму сезону «Убийства первой степени» можно поставить, но смотреть его стоит лишь от большой любви к Диггзу и Робертсон. Или в том случае, если вы поглощаете любое мало-мальски компетентное детективное шоу.