Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Персональный покупатель»

Причудливая артхаусная мешанина из нескольких мрачных жанров, которая предназначена для поклонников Кристен Стюарт

Добавить в закладки
Охотница за привидением

Трейлер

Американка Морин (Кристен Стюарт) живет в Париже, потому что надеется вступить в контакт с духом своего брата-близнеца, который умер во Франции от сердечного приступа. Девушка по ночам посещает старый дом, где скончался ее брат, и в темноте ждет от него сигналов. Днем Морин работает «персональным покупателем» у знаменитой светской дивы, которая слишком занята, чтобы лично забирать эксклюзивные наряды и драгоценности из парижских и лондонских модных домов. Однажды ночью девушка все-таки видит призрака, и после этого она начинает получать странные и пугающие сообщения на сотовый телефон.

Кадр из фильма "Персональный покупатель"

Оливье Ассаяс не планировал выпускать два фильма подряд с Кристен Стюарт. Он придумал и снял «Персонального покупателя», когда развалился другой проект, над которым режиссер работал после «Зильс-Марии»

Фильмы французского артхаусного режиссера Оливье Ассаяса часто вызывают полярную реакцию. Кто-то объявляет, что хуже кино не видел, а кто-то настаивает, что Ассаяс – один из лучших постановщиков в мире. Не стал исключением и «Персональный покупатель» – вторая картина Ассаяса с Кристен Стюарт. Причем если в драме 2014 года «Зильс-Мария» у бывшей героини «Сумерек» была роль второго плана, то в «Персональном покупателе» Стюарт почти в каждом кадре, и фильм в значительной мере держится на ее игре и на ее харизме. Соответственно, оценка картины во многом зависит от того, насколько критик любит и уважает Стюарт как звезду.

Кадр из фильма "Персональный покупатель"

Фильм получил приз за лучшую режиссуру на Каннском фестивале 2016 года

Поначалу «Персональный покупатель» кажется традиционным жанровым кино – хоррором о загадочных ночных шумах, которые постепенно перерастают в загадочные ночные видения, то ли реальные, то ли кажущиеся. Однако, когда в середине повествования «призрачный» сюжет достигает крещендо, картина неожиданно меняет жанр и превращается в детективный слэшер в духе «Крика», где загадочный и, видимо, отнюдь не призрачный собеседник вторгается в жизнь Морин с помощью назойливых SMS. Попутно картина развивает еще один сюжет наподобие «Дьявол носит Prada» об отношениях между Морин и ее капризной нанимательницей, а также сводит героиню с бывшей девушкой ее брата, чтобы они могли мелодраматично обсудить свои попытки справиться с трагедией. Есть в фильме и пятая, медицинская линия, связанная с причиной сердечного приступа парня.

Кадр из фильма "Персональный покупатель"

Когда анализируешь эту жанровую мешанину, быстро замечаешь, что Ассаяс полноценно не развивает ни один из сюжетов. Даже доведенную до логичного завершения историю с маньяком трудно назвать «комплектной». Именно это разделяет поклонников и ненавистников картины. В то время как вторые клянут ленту за ее сумбурность и невнятность, первые видят в «Персональном покупателе» головоломку из точек, которые образуют картинку, если провести между ними линии.

Кадр из фильма "Персональный покупатель"

В данном случае картинка – это объемный эмоциональный портрет девушки, которая застигнута горем врасплох и которая не знает, что ей делать дальше. Безутешно горевать? Осваивать искусство медиума? Делать карьеру? Искать утешения в объятьях бойфренда, который работает на Ближнем Востоке и зовет Морин переехать к нему? Или, может быть, завести новые отношения? Морин бросает в крайности, и жанр фильма меняется в зависимости от настроения героини. Это странное, но по-своему логичное устройство картины.

Кадр из фильма "Персональный покупатель"

К сожалению, Стюарт для такого кино не очень подходит. Она слишком закрыта, слишком интровертна для актрисы, которая играет «пятьдесят оттенков Морин». Героиня должна быть разной в разных сценах, а Стюарт везде почти что одним цветом. Вот почему мы начали рецензию с того, что оценка фильма во многом определяется отношением критика к Стюарт. Если игра актрисы устраивает зрителя и если он может разглядеть в ее физиономии эмоциональное разнообразие, которое картина пытается передать, то «Персональный покупатель» кажется эксцентричным достижением в психологическом артхаусе. Если же зритель предпочел бы увидеть на месте Стюарт более открытую и эмоциональную звезду вроде Эммы Стоун, то фильм воспринимается не как хит, а как провал.

Кадр из фильма "Персональный покупатель"

Отношение зрителя к Стюарт влияет не только на восприятие фильма в целом, но и на восприятие одной из сюжетных линий. Это линия карьеры Морин – точнее, те сцены, в которых героиня вопреки строгому запрету нанимательницы примеряет купленные платья и попутно долго демонстрирует зрителям обнаженную грудь. Картина пытается уверить, что чужое платье что-то меняет в Морин, раскрывает ее с новой стороны. Но если вы этого не видите и вам кажется, что броские гламурные наряды сидят на Стюарт как седло на корове, потому что не сочетаются с ее «гранджевым» лицом и телом (обычно Морин одевается как бомжиха, которой есть где стирать джинсы и умываться), то эта сюжетная линия пропадет для вас втуне.

В любом случае «Персональный покупатель» – кино не для всех. Фильм требует зрительского сотрудничества и додумывания. В нем есть сцены (преимущественно хоррорные), которые вызывают сугубо эмоциональную реакцию, но все-таки это картина в первую очередь для ума, а потом уже для сердца.

С 2 марта в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?