Причудливая артхаусная мешанина из нескольких мрачных жанров, которая предназначена для поклонников Кристен Стюарт
Американка Морин (Кристен Стюарт) живет в Париже, потому что надеется вступить в контакт с духом своего брата-близнеца, который умер во Франции от сердечного приступа. Девушка по ночам посещает старый дом, где скончался ее брат, и в темноте ждет от него сигналов. Днем Морин работает «персональным покупателем» у знаменитой светской дивы, которая слишком занята, чтобы лично забирать эксклюзивные наряды и драгоценности из парижских и лондонских модных домов. Однажды ночью девушка все-таки видит призрака, и после этого она начинает получать странные и пугающие сообщения на сотовый телефон.
Фильмы французского артхаусного режиссера Оливье Ассаяса часто вызывают полярную реакцию. Кто-то объявляет, что хуже кино не видел, а кто-то настаивает, что Ассаяс – один из лучших постановщиков в мире. Не стал исключением и «Персональный покупатель» – вторая картина Ассаяса с Кристен Стюарт. Причем если в драме 2014 года «Зильс-Мария» у бывшей героини «Сумерек» была роль второго плана, то в «Персональном покупателе» Стюарт почти в каждом кадре, и фильм в значительной мере держится на ее игре и на ее харизме. Соответственно, оценка картины во многом зависит от того, насколько критик любит и уважает Стюарт как звезду.
Поначалу «Персональный покупатель» кажется традиционным жанровым кино – хоррором о загадочных ночных шумах, которые постепенно перерастают в загадочные ночные видения, то ли реальные, то ли кажущиеся. Однако, когда в середине повествования «призрачный» сюжет достигает крещендо, картина неожиданно меняет жанр и превращается в детективный слэшер в духе «Крика», где загадочный и, видимо, отнюдь не призрачный собеседник вторгается в жизнь Морин с помощью назойливых SMS. Попутно картина развивает еще один сюжет наподобие «Дьявол носит Prada» об отношениях между Морин и ее капризной нанимательницей, а также сводит героиню с бывшей девушкой ее брата, чтобы они могли мелодраматично обсудить свои попытки справиться с трагедией. Есть в фильме и пятая, медицинская линия, связанная с причиной сердечного приступа парня.
Когда анализируешь эту жанровую мешанину, быстро замечаешь, что Ассаяс полноценно не развивает ни один из сюжетов. Даже доведенную до логичного завершения историю с маньяком трудно назвать «комплектной». Именно это разделяет поклонников и ненавистников картины. В то время как вторые клянут ленту за ее сумбурность и невнятность, первые видят в «Персональном покупателе» головоломку из точек, которые образуют картинку, если провести между ними линии.
В данном случае картинка – это объемный эмоциональный портрет девушки, которая застигнута горем врасплох и которая не знает, что ей делать дальше. Безутешно горевать? Осваивать искусство медиума? Делать карьеру? Искать утешения в объятьях бойфренда, который работает на Ближнем Востоке и зовет Морин переехать к нему? Или, может быть, завести новые отношения? Морин бросает в крайности, и жанр фильма меняется в зависимости от настроения героини. Это странное, но по-своему логичное устройство картины.
К сожалению, Стюарт для такого кино не очень подходит. Она слишком закрыта, слишком интровертна для актрисы, которая играет «пятьдесят оттенков Морин». Героиня должна быть разной в разных сценах, а Стюарт везде почти что одним цветом. Вот почему мы начали рецензию с того, что оценка фильма во многом определяется отношением критика к Стюарт. Если игра актрисы устраивает зрителя и если он может разглядеть в ее физиономии эмоциональное разнообразие, которое картина пытается передать, то «Персональный покупатель» кажется эксцентричным достижением в психологическом артхаусе. Если же зритель предпочел бы увидеть на месте Стюарт более открытую и эмоциональную звезду вроде Эммы Стоун, то фильм воспринимается не как хит, а как провал.
Отношение зрителя к Стюарт влияет не только на восприятие фильма в целом, но и на восприятие одной из сюжетных линий. Это линия карьеры Морин – точнее, те сцены, в которых героиня вопреки строгому запрету нанимательницы примеряет купленные платья и попутно долго демонстрирует зрителям обнаженную грудь. Картина пытается уверить, что чужое платье что-то меняет в Морин, раскрывает ее с новой стороны. Но если вы этого не видите и вам кажется, что броские гламурные наряды сидят на Стюарт как седло на корове, потому что не сочетаются с ее «гранджевым» лицом и телом (обычно Морин одевается как бомжиха, которой есть где стирать джинсы и умываться), то эта сюжетная линия пропадет для вас втуне.
В любом случае «Персональный покупатель» – кино не для всех. Фильм требует зрительского сотрудничества и додумывания. В нем есть сцены (преимущественно хоррорные), которые вызывают сугубо эмоциональную реакцию, но все-таки это картина в первую очередь для ума, а потом уже для сердца.
С 2 марта в кино.