Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

«Омен» и еще 7 фильмов ужасов про детей, одержимых темными силами

В начале июня культовой хоррор-франшизе «Омен» режиссера Ричарда Доннера стукнуло 47 лет. «Омен» считается старейшим фильмом с популярным сюжетным тропом о ребенке-антихристе. Впоследствии идея о древнем зле, маскирующемся под невинное чадо, неоднократно поднималась в картинах Джона Карпентера, Мэри Ламберт и многих других кинематографистов. Собрали семь лент, которые по-своему переосмысляют тезис про маленьких демонят.

Добавить в закладки
«Омен» и еще 7 фильмов ужасов про детей, одержимых темными силами

Кадр из фильма «Ночь живых мертвецов»

Кадр из фильма «Ночь живых мертвецов»

Как в оригинальной «Ночи живых мертвецов» Джорджа Ромеро, так и в ремейке Тома Савини 1990 года эпизод с зомби-подростком по имени Карен является одним из самых жутких в фильме. Если взрослый-зомби, как правило, вызывает у зрителя смешанное чувство страха и отвращения, то ребенок-зомби усиленно давит на эмпатию, что в итоге приводит к эмоциональному диссонансу. Именно по этой причине зомби-дети в кино появляются так редко, и даже «Ходячие мертвецы» в свое время старались ими не злоупотреблять. Хотя недавний перезапуск «Зловещих мертвецов» Ли Кронина решил разрушить это негласное правило: в картине сразу двое детей-подростков превращаются в жаждущих крови демонов. Парадоксально, что в этом случае прием не дает нужного эффекта. Возможно, потому что «Зловещие мертвецы», в отличие от культового ужастика Джорджа Ромеро, куда более легковесны и самоироничны.

Кадр из фильма «Деревня проклятых»

Кадр из фильма «Деревня проклятых»

Еще один полузабытый шедевр. «Деревня проклятых» Джона Карпентера — один из первых фильмов, в котором сразу несколько детей выступили в роли антагонистов. Сюжет картины разворачивается в провинциальном американском городе, где практически одновременно рождается дюжина детей с необычной нордической внешностью. По мере развития событий становится понятно, что дети связаны коллективным разумом, способны к телекинезу, телепатии и другим пугающим психологическим манипуляциям. Карпентер не объясняет, как именно появились эти существа, являются ли они людьми и что подтолкнуло их к убийству. Тем не менее в более глубоком контексте «Деревню проклятых» можно рассматривать как социальное высказывание о пугающей инаковости нового поколения, которое в силу генетики и социальной среды всегда обходит своих предков на пару шагов.

Маколей Калкин в роли Генри Эванса на кадре из фильма «Добрый сынок»

Маколей Калкин в роли Генри Эванса на кадре из фильма «Добрый сынок»

В 90-е годы Маколей Калкин считался самым популярным ребенком в мире и чаще всего появлялся в роли классических протагонистов — шебутных, но добрых детей, не желающих оставаться под всецелой опекой взрослых. «Добрый сынок» режиссера Джозефа Рубена — редкий пример злодейского образа актера. В фильме Калкин играет малолетнего психопата Генри Эванса, который получает удовольствие, калеча и убивая животных, а затем и других людей. К сожалению, амплуа Кевина МакКалистера мешает воспринимать действия Генри всерьез и чаще всего вызывает отторжение у зрителя. Еще один существенный недостаток ленты — отсутствие как таковой взаимосвязи между воспитанием мальчика и его садистическими наклонностями. Впрочем, для тех, кто просто хочет увидеть Калкина в необычной роли, «Добрый сынок» — все еще идеальный вариант на вечер.

Кадр из фильма «Дети кукурузы»

Кадр из фильма «Дети кукурузы»

Подобно Дэвиду Зеллаби из «Деревни проклятых», главный антагонист «Детей кукурузы» Исаак Хронер (Джон Фрэнклин) также является предводителем целой группы несовершеннолетних. По сюжету Хронеру удается убедить городских детей восстать против собственных родителей, а затем присоединиться к его культу демонопоклонников. Вы вряд ли увидите «Детей кукурузы» в списках лучших экранизаций Стивена Кинга, и все же фильм 1984 года во многом выигрывает за счет харизматичного злодея. Тем удивительнее тот факт, что он, по сути, все еще является ребенком. Каждое появление Исаака в кадре — настоящее событие, настолько ярким и безжалостным изображает его режиссер. Что самое забавное, персонаж Хронера — белый лист, не имеющий ни собственной предыстории, ни какой-либо убедительной мотивации для проявления насилия. Он есть чистое воплощение зла от начала и до конца, которое не нуждается ни в какой дополнительной экспозиции.

Кадр из фильма «Звонок»

Самара (в японской серии фильмов Садако) положила начало голливудскому пришествию жутких маленьких девочек в красивых платьях («Дело 39», «Дитя тьмы»). Благодаря «Звонку» образ девочки, выползающей из телевизора, останется в поп-культуре навечно. Многие кинематографисты впоследствии пытались воспроизвести персонажа Самары в собственных фильмах, в свое время девочка из телевизора даже удостоилась референса в триквеле «Очень страшного кино», однако оригинальную версию едва ли может что-то заменить. Вероятно, самое ужасающее, что было в образе Самары, — это ее пугающая загадочность: зритель никогда не видел ее лица и не знал, что она делала со своими жертвами в колодце. Свободная фантазия в этом плане — настоящий враг подсознания, которое, как назло, подсовывает самые жуткие сценарии из возможных.

Кадр из фильма «Кладбище домашних животных»

Кадр из фильма «Кладбище домашних животных»

Что больше всего поражает в «Кладбище домашних животных» Мэри Ламберт, так это реалистичная игра маленького Мико Хьюза, исполнителя роли Гейджа Крида. Впоследствии Хьюз станет негласной звездой хорроров начала 90-х, появится в таких фильмах, как «Спаун» и «Кошмар на улице Вязов 7», а затем вырастет и навсегда исчезнет с экранов. В отличие от Исаака Хорнера из «Детей кукурузы», Гейдж Крид едва ли претендует на роль первородного зла. По сути, это совершенно обычный трехлетний малыш, которому не очень повезло с родителями (и местом захоронения). Несмотря на то что Гейджем управляют демоны старого индейского кладбища, ведет он себя в основном исключительно невинно, да и мимика у него абсолютно детская — благо, в конце прошлого века люди все еще не придумали CGI. Это ощущение «человечности» в персонаже делает его в большей степени марионеткой злых сил, нежели полноценным злодеем. Тем не менее Крид-младший абсолютно безжалостно расправился со всеми членами своей семьи, что, конечно, делает его все еще крайне опасным.

Джодель Ферланд в роли Лилит Салливан на кадре из фильма «Дело 39»

Джодель Ферланд в роли Лилит Салливан на кадре из фильма «Дело 39»

В фильмах ужасов демон, как правило, овладевает телом человека и только затем заставляет его совершать ужасные поступки. В «Деле 39» Кристиан Альварт все наоборот. По сюжету демоница Лилит принимает личину ребенка (Джоделль Ферланд) и до поры до времени не представляет опасности для приемных родителей, усыпляет их бдительность, втирается в доверие, чтобы затем путем многочисленных психологических манипуляций подавить их волю и желание жить. С первых минут Лилит вызывает исключительную ненависть аудитории — во многом потому, что изначально ее персонаж лишен любых признаков добра и гуманности. А ее стремление убивать людей как можно более мучительно лишь добавляет дров в костер всеобщего осуждения. Тем не менее наблюдать за похождениями Лилит интересно, хотя бы ради акта праведной справедливости в конце. 

Текст: Оля Смолина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?