В целом удачная экранизация произведений Анджея Сапковского, которая, как и ожидалось, упустила почти все шансы стать великой.
Когда армия Нильфгаарда штурмом берет столицу Цинтры, раненая королева Калантэ отправляет внучку и наследницу Цириллу на поиски Геральта из Ривии — ведьмака, названного предназначением девочки. Тот, в свою очередь, путешествует по свету, выполняя ведьмачьи заказы на истребление нечисти, мешающей жить простым людям, много пьет, влюбляется в чародейку Йеннифер и пытается терпеть барда Лютика, воспевающего его подвиги. Впрочем, Геральт помнит, что скоро настанет день, когда ему придется встретиться с предназначением и взять ребенка под свое крыло.
Новость о том, что Netflix экранизирует цикл рассказов Сапковского про Ведьмака, приняли неоднозначно: каждый фанат книг и серии игр чувствовал себя обязанным сообщить в комментариях, что стриминговый гигант снова облажается. Трейлеры и первые промоматериалы только подливали масла в огонь: Генри Кавилл выглядел как призер местного конкурса бодибилдеров «Мистер Ривия», а главное — в экранизации напрочь отсутствовал славянский колорит первоисточника, которым, например, пестрили игры, созданные по его мотивам. «Ведьмак» от Netflix был похож на очень дорогое, но серое и невзрачное фэнтези, создатели которого будто чувствовали себя обязанными изобразить вселенную как грязное Средневековье.
Если за восемь эпизодов Кавилл смог доказать, что вроде как подходит на роль Геральта, пускай и лишенного хоть капли самоиронии, то создатели так и не предложили зрителю ничего, что отличает «Ведьмака» от большинства фэнтези — взглянув на него без звука, можно смело предположить, что это просто очень дорогой сериал BBC. Трудно сказать, в чем причина: необходимость размыть культурные границы, чтобы угодить массовому зрителю, или желание сделать мрачно и реалистично, что для большинства кинематографистов тождественно безлико-темной цветокоррекции. Так или иначе, создатели практически сразу обрывают пуповину и демонстрируют, что перед нашими глазами самостоятельное произведение.
Отметим сразу: все первоначальные сравнения «Ведьмака» с «Игрой престолов» теперь выглядят глупо — даже с учетом провального восьмого сезона. Сериал от Netflix не может предложить масштабную историю с чехардой отлично прописанных персонажей, политическими заговорами и огромным проработанным миром, но это не обязательно плохо. «Ведьмак» — это классическое фэнтези, которое в лучшие моменты уходит в детектив и хоррор, а также история маленьких людей, которые выживают в огромном враждебном мире. Неудивительно, что сериал расцветает, когда отходит от масштабной войны за власть, высоких ставок и пафосных пророчеств, чтобы показать, как на самом деле живут герои: образ жизни Геральта, выживание Цири и работа Йеннифер. Хочется верить, что создатели приземлят историю и во втором сезоне сфокусируются на чем-то более интимном — например, на обучении Цири тонкостям ремесла и основам выживания.
Однако просчет сценаристов с попыткой определить тон сериала меркнет перед их же неумением работать с разными временными периодами. Зрителю, не знакомому со вселенной Сапковского, сериал подкинет несколько логических задач — нужно постоянно держать в уме связь сюжетных ветвей трех главных персонажей. Из-за этого барьера войти во вселенную и проникнуться происходящим становится труднее. Создатели спокойно прыгают между предысторией Йеннифер, байками из жизни Геральта и условным настоящим временем с побегом и выживанием Цири. Многие гордо скажут, что сразу догадались, что и когда происходит, но, давайте начистоту, даже Уильям Фолкнер оставлял подсказки в «Шуме и ярости», когда описывал искаженное восприятие времени умственно неполноценным героем и частые хронологические прыжки. Сценаристы сериала не оставляют даже простых маркеров, по которым можно определить временной период. Это, кажется, одна из главных причин, почему сериал не оценила западная пресса, которой предоставили несколько не связанных между собой эпизодов.
Впрочем, как известно, главный критик продукции Netflix — отечественный зритель, храбро охраняющий расовую чистоту и историческую достоверность там, где ее не должно быть. От них досталось новой «Русалочке» и недавним «Хранителям», но, кажется, по-настоящему всех оскорбил именно «Ведьмак». Оказалось, что в сериале про вселенную, в которой существуют драконы, нечисть и магия, не могут играть темнокожие актеры. Для тех, кого не пугает часто используемое в комментариях слово «толерантность», «Ведьмак» покажется очередной удачей Netflix, новой вершиной постановки боев на мечах и достойной причиной познакомиться ближе с книжным наследием Анджея Сапковского или серией игр CD Projekt RED. Это однозначно не провал, но все же от такой богатой вселенной можно было получить больше.