Далекая от исторической правды и музыкально не слишком разнообразная выдуманная несчастная любовь Паганини преследует лишь одну цель – продемонстрировать талант Дэвида Гэрретта, но даже в этом терпит крах
Талантливый скрипач-виртуоз Никколо Паганини не находит выхода своему творчеству – публика родного городка и окрестностей не понимает революционной техники молодого музыканта, не может оценить размах и сложность произведений, им написанных. Концерты и выступления для зевак, требующих забав, а не искусства, оканчиваются с появлением в жизни Паганини таинственного импресарио, готового вкладывать деньги в развитие музыканта, в его гастроли и чудачества. Одна из таких поездок оказывается роковой для Паганини, в Лондоне он встречает девушку, с которой готов провести всю жизнь, но судьба разлучает влюбленных…
Многие помнят, как в начале и середине двухтысячных годов в российском кинематографе появились крупные деньги. Привело это к тому, что на экраны потянулись странные, порой невыносимо бездарные проекты, которые служили одной цели: бизнесмен или политик, получивший от жизни все, желал сделать подарок своей дочери, жене, любовнице и просил снять ее в кино. От подобного «творчества» волосы становились дыбом, а пересмотрев таких фильмов, можно было навсегда разувериться в человечестве. Благо, грянул кризис, и деньги в кино стали расходовать более обдуманно, пена сошла.
Как ни странно, «Паганини» не слишком отличается от российских поделок-однодневок. Его единственным двигателем, единственной целью является демонстрация на экране знаменитого немецкого скрипача-виртуоза Дэвида Гэрретта. Достаточно этого для фильма? Нет, нет и еще раз нет.
Первое и самое главное – Дэвид не актер. Это буквально режет глаз. Гэрретт, безусловно, человек артистичный, он полон той энергии, которая необходима любому актеру, любому музыканту для того, чтобы самому войти в связь с окружающим артиста эфиром творчества и ввести в транс зрителя, не важно, на концерте или в кинозале. Дэвид показывает лишь слабые проблески этой энергии в тех немногих сценах, где он получает возможность продемонстрировать мастерство владения скрипкой. Без инструмента, увы, в кадре он ненамного отличается от кофейного столика. И никакие ухищрения ему не помогают – эротические сцены утомительны, влюбленность его фальшива, а копирование образа Гари Дракулы Олдмана ничего, кроме улыбки, не вызывает.
Не особенно помогают Гэрретту и сценарные потуги Бернарда Роуза. Роуз – человек заслуженный, он и в эпохе не потеряется («Анна Каренина»), и музыку слышит особым образом («Крейцерова соната»), и с Вельзевулом на короткой ноге («Бал Сатаны»). Вот только выудить сколько-то интересный сюжет из истории Никколо Паганини Роуз не смог. По большому счету жизнь настоящего Паганини – лишь череда путешествий, учеба, самосовершенствование, сочинительство и выступления. Минимум захватывающих событий, минимум интриг, минимум трагичности (за исключением, пожалуй, болезни и смерти). Вот и пришлось Роузу поднять тему Дьявола и Бессмертной Души, пришлось заурядное путешествие в Лондон представить захватывающим триллером, пришлось сочинить историю неразделенной любви. Практически весь фильм – это одна большая выдумка на тему, а что если бы Паганини действительно был богоотступником.
Идущий на дно фрегат, построенный на незамысловатых выдумках о знаменитом музыканте, достойных разве что бульварной желтой газетенки, ведомый бездарным актером-капитаном, удерживают на плаву лишь две вещи. Первая – это второстепенный каст. Джарет Харрис является несомненным украшением фильма, наметанный глаз легко увидит, как непросто актеру сдерживаться в нескольких сценах, чтобы не уничтожить в кадре Гэрретта, при всех усилиях не стоящего даже брови британского мастера. Под стать Харрису Джоэли Ричардсон, залихватски носящая мужской костюм и цилиндр. Да даже Андреа Дэк, исполняющая роль возлюбленной Паганини, не самая искушенная в кино девушка, с актерской задачей справляется лучше Гэрретта. Второй спасательный плот – музыка. Как ни относись к эпохе, героям, актерам, но музыкальная составляющая фильма остается на высоте. Это касается как сцен с виртуозными скрипичными партиями, так и вокальных произведений, нашедших воплощение в кадре. Можно не понимать такую музыку, но оставаться к ней равнодушным нельзя.
Увы, актеров второго плана и музыкальных номеров явно недостаточно, чтобы превратить двухчасовые страдания экранного Паганини в увлекательное зрелище. Из фильма вполне мог получиться привлекательный материал для тех, кто раздумывает о музыкальной карьере, а вышло что-то такое же скучное и неприятное, как походы на сольфеджио в детской музыкальной школе.