Что посмотреть
Гипнозис Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHyHhutG5
Рецензии

Оппенгеймер, просим оставаться на линии: рецензия на сериал «Атом»

История создания атомной бомбы глазами советских ученых.

Добавить в закладки

Трейлер

1942 год. До окончания Второй мировой войны ещё три долгих года, а нынешние союзники, готовясь к будущему военному соревнованию, тайком друг от друга уже берутся за разработку атомной бомбы. Заместителю наркома Всеволоду Замятину (Алексей Гуськов) поручено организовать и курировать группу советских физиков, задачей которой является создание так необходимого для поддержания мира оружия. Во главе с Игорем Васильевичем Курчатовым (Юрий Чурсин) формируется команда учёных, в авангарде которой находятся вызванный с фронта молодой и подающий большие надежды Фролов (Илья Малаков), всегда готовый поддержать в любом эксперименте его товарищ Беляев (Алексей Кирсанов), выписанная из ссылки радиохимик Карпова — лучшая специалистка в области получения чистого урана. Пока советская шпионка (Анна Чиповская) борется за добычу сведений на Западе, в Москве создаётся лаборатория, которой суждено будет помочь своей стране не оказаться на периферии ядерных исследований.

Алексей Гуськов в роли Замятина на кадре из сериала «Атом»

Алексей Гуськов в роли Замятина на кадре из сериала «Атом»

В фильмографии режиссёра Нурбека Эгена, обладающего богатым опытом в создании сериалов как для телевидения, так и для стриминговых сервисов («Мажор», «Фандорин. Азазель», «Калимба»), проект «Атом» отличается исторической основой и деликатностью материала. Да и в числе участников производства самые серьёзные организации: Институт развития Интернета, телеканал «Россия 1» и «Росатом». После успеха голливудского «Оппенгеймера» нет ничего удивительного в желании государства поведать все ту же историю, только с советской точки зрения. Показать свои светлые умы, их трудности и завоёванные достижения. Однако для того, чтобы быть услышанным, недостаточно просто начать рассказывать — необходимо заворожить зрителя и приковать его внимание к экрану.

Алексей Кирсанов в роли Беляева на кадре из сериала «Атом»

Алексей Кирсанов в роли Беляева на кадре из сериала «Атом»

Тенденция российского кинематографа к съёмкам условного ответа на западные картины совершенно не нова, однако редко приводит к действительно достойным результатам. «Атом» стройно вписывается в широкие ряды предшественников и всё-таки заметно от них отличается, в первую очередь форматом и бюджетом. Кристоферу Нолану потребовалось три часа на красочную многомиллионную лекцию от научного руководителя Манхэттенского проекта — финансовые возможности Эгена заметно скромнее, зато сериальная форма имеет свои преимущества. Больше часов — значит, больше времени на погружение в историю и раскрытие образов персонажей. Шанс разобрать по-настоящему интересные события до мелочей и деталей, чтобы в итоге собрать цельное полотно и ответить на все поднятые вопросы. Однако «Атом» будто бы намеренно отказывается от собственного потенциала. Демонстрировать прогресс там, где история движется по спирали, на самом деле сложно, но это никак не оправдывает нежелание даже попытаться. Создание ядерной бомбы — это процесс, разделённый на множество этапов, включающих как неудачи, так и успехи. С лёгкостью преодолевая первые и крайней однообразно радуясь вторым, герои «Атома» будто бы бесконечно топчутся на одном и том же месте, а события, призванные немного встряхнуть застоявшийся сюжет, огорчают давно затёртыми штампами. Есть ли смысл в течение шести часов наблюдать за однообразной, отчасти вымышленной историей, призванной, кажется, больше проинформировать, чем вызвать неподдельный интерес? Искусство экрана отличается от чтения Википедии способностью не рассказывать, а показывать, увлекать в достаточной степени, чтобы зрителю захотелось продолжить исследование самостоятельно. После просмотра «Атома» в лучшем случае возникает желание узнать, как сильно отличаются биографию вымышленных персонажей от их прототипов.

Илья Малаков в роли Фролова на кадре из сериала «Атом»

Илья Малаков в роли Фролова на кадре из сериала «Атом»

Всех персонажей в сериале можно условно разделить на два типа: учёные и представители власти, линия отважной советской шпионки номинально связана с основными событиями и существует, кажется, лишь в качестве повода хотя бы со стороны поглядеть на Лос-Аламос. Согласно вселенной сериала «Атом», всех собравшихся в просторной переговорной безымянных физиков и химиков объединяет ряд общих черт: наглость, самодовольство и стойкое нежелание работать. На их фоне ярко выделяются только двое — строгий и упорно поминающий Бога всуе Курчатов и гениальный Фролов, разве что не в одиночку совершающий одно научное открытие за другим. И если научный руководитель ещё необходим для взаимодействия с начальством, то от исчезновения прочих персонажей сериал толком ничего не потеряет. Разве что двух женщин-учёных всё-таки неплохо было бы оставить. В качестве мнимой видимости женского участия в советской науке и обслуживания романтических линий протагонистов — Фролова и главного представителя стороны власть имущих, товарища Замятина. Сотрудника НКВД, с непривычной самоотверженностью искренне радеющего за проект, смирно сносящего всё хамство учёного сообщества и просто замечательного человека. Один недостаток — сложности во взаимоотношениях с женой, но та будто бы сама виновата. В конечном счёте, если основная история не изобилует занимательными событиями, нужно же предложить зрителю хоть что-то, что убедит его включить следующую серию.

Однако вовсе не кинематографические шероховатости, не проблемы в повествовании вызывают неподдельное беспокойство. Безусловно, создание атомной бомбы — это в первую очередь задача для учёного ума, что никак не отменяет моральной сомнительности ядерных исследований. Оправдывается ли изобретение оружия столь критической разрушительной силы необходимостью защититься? Возможно ли было избежать гонки вооружений? Какую ответственность несут люди, вложившие столь опасный инструмент в руки тех, кто привык к решительным действиям? В первые минуты первой серии «Атома» закадровый голос пытается оправдаться: Советский Союз был вынужден вступить в не им начатый процесс ядерного шантажа, а в заключительной части напоминает, что наука способна не только радикализировать атом, но и научить его быть мирным. Однако на протяжении всего сериала ни одним из персонажей не поднимается вопрос об этичности происходящего. Припугнутые съёмками из Хиросимы и Нагасаки учёные тяжко вздыхают, чтобы вскорости и без лишних вопросов вернуться к работе. Потому что так будто бы надо. 

Текст: Софья Шенгелия
2 комментария
А
Ну тут уже на моменте просмотра постера все понятно. Блондин слева - пародия на Фассбендера, бородатый справа явно метит в Макэвоя... типажи все явно "оттуда"
Скрыть 1 ответ
1 ответ
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?