В фильме "Мечта Кассандры" Вуди Аллен рассказывает анекдот уже не про блондинку, а про двоих братьев и муки совести.
«Мечта Кассандры» /Cassandra's Dream/ (2007) – третий подряд фильм, снятый режиссером в Лондоне, и, если в предыдущих – «Матч пойнте» /Match Point/ (2005) и «Сенсации» /Scoop/ (2006) – он исследовал высшее общество, то сейчас перешел к среднему классу. Тут ему и Скарлетт Йоханссон, присутствовавшая в тех двух фильмах, оказалась не нужна. Возможно, из-за ее отсутствия кино производит не очень убедительное впечатление: какой же смысл в "британском" фильме Аллена – без этой блондинки?
А вот какой: на этот раз режиссер не захотел слишком упрощать историю о человеке, примеряющем не предназначенную для него судьбу. Название фильма не имеет никакого отношения к древней прорицательнице. "Мечта Кассандры" – название яхты, которую два брата купили на деньги, выигранные на собачьих бегах. Один из братьев (Юэн МакГрегор) – уверенный в себе хлыщ. Второй (Колин Фаррелл) – пьющий автомеханик, помешанный на азартных играх. Братья относятся друг к другу с истинно братской нежностью. Но вот первый влюбляется в сексуальную брюнетку, требующую серьезных денежных вложений, а второй оказывается в большом долгу перед нехорошими людьми. Приходится обратиться за помощью к американскому дяде (Том Уилкинсон), всегда помогавшему семье. Дядя просит, чтобы племянники в ответ на его щедрость решили его собственную проблему. А именно – убрали одного человека.
Во всех фильмах Вуди Аллена человеческие чувства выступают наравне с реальными людьми. Его любимые герои – чувство вины и муки совести. В "Мечте Кассандры" совесть тоже оказывается одним из главных действующих лиц, давая режиссеру прекрасную возможность сделать как трагедию, так и комедию – но он никак не может склониться ни к тому, ни к другому. Получается слегка заторможенный триллер – и стоит только начать его утрировать, как комедия вырастает сама собой.
Актеры старательны. Трогательный Колин Фаррелл, иногда пытающийся сыграть самого Вуди Аллена, все время напоминает последователя школы Станиславского на концерте у подшефных пионеров. МакГрегор так усердно то сдерживает, то показывает эмоции, что это довольно быстро перестает быть смешным. Нет, они не переигрывают, они блестяще играют ровно то, что нужно режиссеру. В итоге все очень похоже на дипломный спектакль в театральном училище: вроде все на своем месте, профессионализм давно наработан, а все равно дипломный спектакль в театральном училище.
В конце концов, начинаешь понимать, что Вуди Аллен просто рассказывает нам свой очередной анекдот, не отделывая фраз, ничего нового не изобретая. На этот раз анекдот оказался не про блондинку, а про оптимиста и пессимиста. Точнее, про человека, которого ломает нечеловеческое деяние, и про человека, который может устоять перед муками совести – но и его судьба все равно настигнет. Герои здесь – чистый концепт, условность, как в греческих трагедиях, лишь сцена для работы рока. Нет никакого смысла сетовать на то, что персонажи анекдота выглядят какими-то неубедительными, человека убивают как-то по-дурацки, и даже проблемы с собственной совестью решают как идиоты.
Что бы ни дарить пессимисту и оптимисту – породистую лошадку или кучу дерьма, – в дерьме окажутся оба.