Не безупречный, но увлекательный комедийно-детективный хоррор с вольной интерпретацией Гоголя и массой 3D-эффектов
Восточная Европа начала XVIII века. Странствующий английский картограф Джонатан Грин (Джейсон Флеминг) случайно попадает в глухое украинское село, где, как ему рассказывают, год назад сгинул семинарист Хома Брут. Молодой человек читал молитвы по погибшей дочери местного сотника и исчез в третью ночь обряда. С тех пор церковь, где это случилось, стоит заколоченной, и сотник (Юрий Цурило) просит иностранца разобраться, что на самом деле произошло. Пока Грин осваивается среди казаков, привыкает к горилке и отбивается от водящихся на Украине чудовищ, поп Паисий (Андрей Смоляков) настраивает селян против сотника и чужеземного ученого.
Самый долгожданный (в смысле «долгостройный») российский фильм последних лет после «Трудно быть богом», «Вий» наконец-то добрался до большого экрана! И мы узнали, что даже семи лет работы над картиной недостаточно, чтобы отшлифовать ее до блеска. Зрители, любящие подмечать мелкие недоделки и недодумки, получат от «Вия» массу удовольствия. Мелкие сюжетные нестыковки? Галочка. Отдельные неубедительно произнесенные реплики? Галочка. Украинские персонажи, которые живут в одном селе, но говорят на разных диалектах (одни «акают», а другие «окают»)? Галочка. Демонические волки, которые преследуют Грина в завязке фильма и больше никак в картине себя не проявляют и с остальным действием не сочетаются? Галочка. Православная церковь со статуями? Полугалочка – бес его знает, что могло быть на границе православного и католического мира… Казалось бы, крохоборство, но с миру по нитке – голому рубашка. Или, в данном случае, снижение оценки.
Однако придирки придирками, а в основе своей «Вий» – удачная картина. Колоритное, динамичное, напряженное и порой изобретательное и непредсказуемое блокбастерное зрелище, сочетающее мистический хоррор с детективом, историческим фильмом и фарсовой комедией. Кому-то перепады настроения фильма от «ха-ха!» до «жуть какая!» могут показаться слишком резкими, но почитайте гоголевского «Вия» – там тоже полно шуток. Николай Васильевич знал толк в обоих жанрах, и создатели киноверсии небезуспешно пытаются ему подражать, стремительно переключаясь от кошмарных видений и не менее жутких реалий к приколам в духе «Особенностей национальной охоты» (в той части, которая касается иностранцев и водки).
Вам заранее кажется нелепым присутствие иностранного героя в вольной экранизации «Вия»? Отбросьте предрассудки. Избранный авторами фильма сюжетный заход требовал появления в селе абсолютного чужака, и Грин для такого сценарного хода подходит лучше, чем, скажем, русский персонаж. Потому что, честно говоря, мы сейчас лучше понимаем английских ученых начала XVIII века, чем русских купцов той же эпохи, и нам проще себя с ними ассоциировать. К тому же появление в селе «москаля» подняло бы целый пласт политических проблем, которые картина, к счастью, не затрагивает. Это кино о вере, о науке, о мистике, о толпе, о власти, о дружбе, о жадности, о горилке, о лесных чудовищах… О чем угодно, но только не о России и Украине. Что очень приятно.
Также это не лента, в которой иностранец в одиночку спасает темных и немощных славян. Конечно, Грин тут основной персонаж и катализатор событий, но к кульминации в фильме появляется столько положительных героев, что это даже становится проблемой, потому что действие расфокусируется, пытаясь за всеми уследить. И не сказать, что Грин всех спасает. Чукча не спаситель, чукча – картограф…
Наконец, нужно отметить визуальные эффекты ленты. Они, как и все в фильме, не безукоризненны, но вполне достойны, и картина часто и с умом использует трехмерные трюки. Которые, как мы давно знаем, лучше всего подходят для фильмов ужасов, поскольку выводят зрителей из равновесия и порой заставляют испугаться на чисто физиологическом уровне. Трудно не закрыть глаза, когда вам в голову летит топор! И, кстати, не все 3D-фокусы ленты столь просты, как «Лови сокиру!». Открывающие фильм подводные объемные кадры великолепны и неожиданны, и это отнюдь не единственный приятный сюрприз, который ждет вас в кино.
Смотрите в кино с 30 января.