Почти 8 миллионов человек в день перевозит московское метро. Такой же уровень загрузки у шанхайского метрополитена, чуть меньше загружены подземки Лондона, Парижа и Нью-Йорка. Тысячи и тысячи людей ежеминутно отправляются под землю, чтобы ускорить свой путь из точки А в точку Б. Кино не могло обойти место, где можно обнаружить необычные скопления случайных людей, а можно остаться совершенно одному, можно найти любовь или потерять жизнь. Выбрать всего семь фильмов, где метро играет значимую роль, непросто, но мы попытались. Итак, осторожно, двери закрываются!
Картина Георгия Данелии стала одним из символов нового времени в советском кино. Времени энтузиастов, времени искателей, времени физиков и лириков. Московский метрополитен в это время бурно развивался, привлекая к себе молодежь. Так, один из главных героев картины – метростроевец Коля, сыгранный Никитой Михалковым (это, кстати, его дебют в большом кино), а влюбленные Володя и Алена расстаются на станции «Университет». Ну а найти человека старше тридцати лет, который не знал бы пары строчек их песни «А я иду, шагаю по Москве…», кажется, просто невозможно. Исполнена она, между прочим на платформе и эскалаторах того же «Университета».
Еще одна романтическая картина в нашей коллекции, на сей раз американская. Фильм Джерри Цукера стал суперхитом совершенно неожиданно, достаточно сказать, что от главной роли отказался Брюс Уиллис, посчитав, что фильм в прокате провалится, а участие в картине Вупи Голдберг было под вопросом до последнего момента. Но в итоге все сложилось как нельзя лучше – полмиллиарда в прокате, два «Оскара» и всемирная любовь к Деми Мур и Патрику Суэйзи. Пересказывать историю призрака, защищающего свою возлюбленную, не будем, напомним лишь, что некоторым своим трюкам главный герой научился именно в метро.
Боевик Джозефа Рубина «Денежный поезд» не стал кассовым хитом, а от критиков получил не слишком высокие оценки, и все-таки что-то в нем есть. Какая-то легкость и бесшабашность, присущая скорее лентам восьмидесятых, глупость, густо замешанная с юмором, ну и, конечно, шикарные актерские работы. Вуди Харрельсон и Уэсли Снайпс играют братьев-полицейских, которые намереваются захватить поезд, транспортирующий ночью по тоннелям метро деньги. Знать расписание и маршрут следования недостаточно, нужно быть совершенно безбашенными, чтобы взяться за это дело и отхватить кусок пирога у большого мафиозного босса. Снайпс и Харрельсон, а с ними и Дженнифер Лопес – именно такие.
Много ли вы знаете венгерских фильмов? Если ваше знакомство с венгерским кинематографом только начинается, то «Контроль» – идеальная картина для первого погружения. Во-первых, лента высоко оценена критиками и даже участвовала в конкурсной программе Канн. Во-вторых, ее режиссер Нимрод Антал вырос со временем в постановщика «Вакансии на жертву» и «Хищников». Ну а в-третьих, фильм, конечно же, о метро: главный герой картины – контролер в будапештской подземке. Он настолько погружен в свою работу, что однажды просто перестает подниматься на поверхность. Понятная и предсказуемая его жизнь меняется с появлением маньяка, сталкивающего людей на рельсы, и девушки в костюме медведя.
Пришло время ужасов – темные тоннели метро много жуткого могут таить в своих глубинах. Героям продюсерского проекта Джей Джей Абрамса «Монстро» во время атаки Нью-Йорка неизвестным гигантским монстром приходится отправиться в метрополитен, чтобы пробраться в район, где дожидается помощи возлюбленная главного героя. Людям кажется, что под толщей земли и бетона они защищены от твари, расхаживающей по поверхности, но им невдомек, что вместе с «большим братом» на Большое яблоко напали тысячи мелких паразитов, облюбовавших именно подземные тоннели. Беготня по рельсам с трясущейся камерой предстоит та еще…
Дословное оригинальное название фильма само по себе жуткое – «Полуночный мясной поезд», а в сочетании с жутким мясником, разъезжающем в этом поезде, и вовсе пронизывающее до поджилок. Фильм ужасов о фотографе, ищущем самые страшные кадры и в этом поиске становящемся одержимым охотой за кровавым маньяком – не самая известная режиссерская работа японца Рюхэя Китамуры, но безусловно яркая и по-хорошему пугающая. А кроме того, в ней собраны замечательные актеры – заглавного мясника играет дьявольски харизматичный Винни Джонс, работодателя главного героя играет Брук Шилдс, ну а на первом плане Брэдли Купер, будущая звезда «Мальчишника в Вегасе», в своей первой главной роли.
В России фильмы-катастрофы снимают нехотя и очень редко, навскидку назвать можно «Экипаж» и «72 метра», специалисты и знатоки вспомнят еще пару, поэтому появление драматического триллера «Метро» – само по себе удача. Конечно, нашлись у картины критики, оставшиеся недовольными тем, как показана работа служб метрополитена в экстремальных ситуациях. Нашлись и те, кто не проникся человеческой историей героев. Однако признаем: не будь у фильма столь сильных конкурентов, как «Легенда № 17» и «Сталинград», «Метро» вполне могло бы претендовать на звание самого яркого события в нашем кино в 2013 году. Впрочем, фильм и так показал, что свет в конце тоннеля есть, и это вовсе не конечная станция для российского кинематографа.